Чита, 21 октября - АиФ-Забайкалье, Елена Лоскутникова. Победу во Всероссийском конкурсе духовых оркестров одержал коллектив под управлением заслуженного работника культуры РФ Андрея Гандзий.
Недавно мы встретились с Андреем Андреевичем, и поговорили о том, легко ли коллективу далась победа на фестивале-конкурсе, как он нашёл свою дорожку в музыкальное искусство, и почему именно сейчас нужно популяризировать духовые композиции.
Оркестр - победитель
Елена Лоскутникова: Андрей Андреевич, это правда, что вы сбежали из больницы, чтобы попасть на этот фестиваль?
Андрей Гандзий: Буквально за три недели до фестиваля я перенёс непростую операцию. Врачи сделали строгие предписания по режиму дня, но я не мог лежать на больничной койке, зная о том, что скоро нужно будет ехать в Севастополь. Предстояло соперничество с одиннадцатью коллективами нашей страны - от Магадана до Ленинграда. Среди них - образцовые, народные, словом, лучшие оркестры. Я попросил доктора об амбулаторном лечении и – бегом на репетиции.
Но не моя болезнь осложняла подготовительную к фестивалю работу. Проблема была в финансировании. Деньги на поездку мы получили буквально за неделю до фестиваля.
- То есть вы готовились к конкурсу, но точно не знали, поедите или нет на фестиваль?
- Так и было. Я благодарен Александру Ивановичу Глущенко за то, что он приложил все усилия, чтобы найти средства для нашей поездки. А своему коллективу я говорил: не думайте о том, какое место мы займём на фестивале. Играйте не для жюри, а для людей – чтобы они не только слышали вас, но и чувствовали музыку, которую мы исполняем. Духовная музыка может оказать сильное эмоциональное воздействие на людей как в сторону радости, таки грусти, печали.
- Как выбирали репертуар для выступления?
- Всем коллективом, а это 33 человека. Нами успешно была выдержана программа согласно условий положения о конкурсе. Она получилось удачной, хоть и сложной. Мы исполнили композицию Ф.Комлева, посвящённую победе в Великой Отечественной войне, Торжественный марш Чайковского и вальс А.Чачатуряна «Маскарад» по драме Лермонтова.
Когда наш оркестр выступил, весь зал встал с криками «Молодцы! Браво, читинцы!». Тогда-то и понял, что выступили мы неплохо. Свершилось то, о чём мечтал. Впервые в истории Читы муниципальный духовой оркестр стал лучшим в России. И это, несмотря на то, что у нас нет даже отдельного помещения для репетиций. Отсутствует оркестровая студия.
- Как же так?
- Мы работаем в спортзале общежития музыкального училища, но, несмотря на это, с энтузиазмом готовились к конкурсу духовых оркестров.
«Жизнь моя - музыка!»
- Вы однажды сказали, что не мыслите свою жизнь без музыки. Не скучно ли акцентироваться на чём-то одном и не замечать всё остальное?
- Вы меня обижаете…Музыка – это моя жизнь! Я в 4,5 года уже играл на баяне. Мой отец в своё время руководил, как я сейчас, духовым оркестром. В детстве я выжидал момент, когда он уйдёт на работу. Доставал баян, вынимал из чехла и на память подбирал проигранные им мелодии. Однажды папа меня «застукал» за этим занятием. Он строгим был. Ох, думаю, и достанется сейчас мне! Но отец спокойно объяснил, что я ещё маленький для такого инструмента, сломать могу. И купил мне так называемую «четверть аккордеона». Дорогущий по тем временам инструмент – 1,5 тысячи рублей отдал, это 4-5 зарплат.
- Вы – молодец, оправдали доверие папы!
- Папа у меня был очень строгим. Военный дирижёр в годы 42-м он стал комиссаром партизанского отряда, мама – здесь же разведчицей. После войны папа руководил театром, духовым оркестром, хором. Меня заставлял учить нотную грамоту, а мне нравилось на слух запоминать мелодию. В детстве жутко не любил ноту, а папа говорил: «Пока не выучишь, в кино не пойдёшь!». А я кино страсть как любил. Со слезами на глазах учил ноты, а потом бежал в кинотеатр.
В нашей семье все были певучими. Когда собирались вместе – целый хор получался. Вся деревня собиралась, чтобы послушать.
…Конечно, если заниматься исключительной своей профессией, далеко не уедешь. Потому я интересуюсь и другими видами искусств: живописью, театральным. Это помогает мне раскрывать художественный замысел музыкального произведения.
Я люблю природу. Нравится ходить за грибами, за ягодой, рыбачить. Кстати, пользуясь случаем, через ваше издание хочу поблагодарить свою семью – за поддержку, понимание. Творческие люди – они же своеобразные, а моя жена умеет меня терпеть. Спасибо ей огромное за это!
- Говорят, вы – очень строгий педагог…
- Бывает разное. Иногда приходиться уговаривать музыкантов, просить, а иногда – требовать, заставлять. Были и срывы. Ударю кулаком по столу – крышка ломается...Понимаете, моя работа направлена на результат. Нрав у меня такой – добиваться того, что хочу.
Я горжусь, что мои ученики теперь сами возглавляют духовые оркестры (Константин ??, например, Павел Номоконов, Сергей Росик). Много артистов нашего коллектива в прошлом – мои воспитанники: Дмитрий Кириллов, Татьяна Почекунина, Екатерина Асмоловская и другие.
Насаждение бескультурья
- Вас расстраивает тот факт, что из радиоприёмников, магнитофонов, телевизора – отовсюду звучит поп-музыка? Очень мало популяризуется классической музыки.
- Да, сейчас попсовая музыка затмила всё. Но ничего с этим не поделаешь - искусство не остановишь, оно развивается вместе с обществом. Каждой эпохе характерны свои направления: джаз, эстрада…Конечно, нельзя забывать, что прародителем абсолютно любой музыки была музыка классическая.
Конечно, у молодого поколения своё понятие о том, что такое настоящая музыка. Я не выступаю против эстрадной музыки или джазовой, но думаю, что, лишая детей и подростков настоящего искусства, мы обедняем их.
- Что, на ваш взгляд, может изменить ситуацию к лучшему?
- Надо готовить хороших специалистов, создать условия для творческой работы и позаботиться об их материальных благах. Надо поднимать культуру вообще и музыкальную в частности, начиная с детского сада. Знаете военную поговорку «Если не кормить свою армию, тогда придётся кормить чужую»?. Так же и с людьми искусства. Нужно своих поддерживать, лелеять, продвигать, чтобы иностращина нас не задавила!
- Много ли в Забайкалье талантливых музыкантов среди молодёжи?
- Есть, но они уезжают из региона. А мы их отпускаем. Потому что ничего предложить не можем: ни квартиру, ни достойную оплату труда.
Сейчас очень много детей-сирот, больше, чем после Отечественной войны. По своему опыту я знаю, что именно среди таких детей - масса талантливых. Разве чиновники не понимаю, что именно сейчас ох, как нужны интернаты различных профессий для таких ребят, в том числе и музыкальные.
Огромные деньги у нас уходят не по назначению. Воруют не миллионами уже - миллиардами! А желательно направлять финансы на музыкальное развитие детей. Музыка ведь облагораживает человека, не позволяет встать на преступный путь, отвлекает от дурных мыслей и поступков.
- В ближайшее время порадуете своих поклонников концертом?
- Мы готовимся к большому отчётному концерту, который состоится 4 ноября в Краевом драмтеатре. В программе концерта будут звучать произведения как классические, так и джазовые. Приглашаю!
Кстати, сам я бываю практически на всех концертах, которые проходят в Чите, - профессиональных, самодеятельных. Они обогащают меня.