Чита, 1 октября - АиФ-Забайкалье, Елена Лоскутникова. Так ли это? Об этом мы беседуем с Ниной Окуневой, председателем Забайкальского краевого профсоюза работников образования и науки РФ.
С любовью к школе
- Нина Ивановна, вы ведь и сами работали в школе, но ушли…
- Начнём с того, что мне пророчили карьеру журналиста, об учительской профессии я и не думала. Но в Иркутск в одиночку не поехала, а решила со своими подругами (мы до сих пор дружим) поступать в наш педагогический. По распределению я поехала в Могойтуйскую среднюю школу Агинского округа. Как только я появилась в районе, меня сразу вызвали в райком комсомола и предложили должность секретаря-заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров. Но папа твердо сказал: «Тебя государство учило четыре года бесплатно, надо отработать. А вдруг тебе понравится в школе». Поэтому 1 сентября 1972 года останется в моей памяти навсегда.
- Быстро адаптировались в педагогическом коллективе?
- Да, меня в этот же год избрали секретарем комсомольской учительской организации, через год назначили организатором внеклассной и внешкольной работы. Все завертелось-закружилось. Тогда скучать некогда было, мы с детьми в школе пропадали с 8 утра и до 22 вечера: уроки, кружки, секции, сборы, собрания. Знаете, я с любовью вспоминаю те школьные годы.
А трудности? Я не помню такого. У меня были замечательные детки и не менее замечательные наставники. Плохо работать было нельзя.
- Вообще, мало кто из выпускников идёт в школу работать. А желающих поехать в сельскую школу - тем более.
С каждым годом число смельчаков уменьшается. Если в 2009 году 188 выпускников Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета и 160 - из педагогических колледжей края пришли работать в систему образования, то в 2013 году - 99 и 79 человек соответственно.
Для чего получают профессиональное образование? Видимо, для диплома. Сегодня быть продавцом или официантом с дипломом учителя, вероятно, для кого-то кажется престижным. Наверное, больше доверия они вызывают.
На работу - по направлению
- Сельским школам приходится «выкручиваться» и находить совместителей. Кое-где биологию преподают учителя истории, русский язык и литературу - библиотекари.
- В советское время такой проблемы не было, к нам ехали даже выпускники педагогических институтов других городов. Объяснение простое - было государственное распределение, ты обязан был отработать три года там, куда тебя направила комиссия. Сегодня этого нет. Почему бы подобный принцип распределения не применить к той части выпускников, которые учатся бесплатно, на бюджетных местах, как принято сегодня говорить?
Я не могу сказать, что совсем не принимаются никакие меры со стороны властей, но это настолько мало, что ситуация остается неизменной и вряд ли изменится в ближайшее время. Так, в рамках целевой долгосрочной программы «Льготная ипотека для отдельных граждан в Забайкальском крае» за последние 2,5 года социальные выплаты при оформлении ипотечного кредита на льготных условиях получил только 41 молодой учитель. Но это опять-таки не сельские учителя. Получившие государственную поддержку в виде гранта в размере 500 тысяч рублей 53 молодых специалиста остались в школе, но и это не решило проблему.
Если говорить о мерах социальной поддержки молодых педагогов у нас в крае в сравнении с другими субъектами РФ, то похвалиться нам особо нечем.
Зарплата в 100 тысяч
- Дефицит педагогических работников влияет на качество образования в крае. Оно снижается. Мы должны смириться с этим или всё-таки можно что-то предпринять?
- Да, без всякого сомнения, дефицит учителей или интенсификация труда тех, кто работает в школе за двоих, не могут гарантировать качественное выполнение определенных видов деятельности, наносят вред здоровью педагогов, не способствуют здоровому образу жизни. Последнее время как будто больше стали говорить об образовании. Но кроме некоторых льгот и гарантий, закрепленных в Законе «Об образовании в Российской Федерации», нужна государственная программа «Педагогические кадры» с достаточной финансовой составляющей, нужно жилье для педагогов, нужно санаторно-курортное лечение, нужно просто заинтересованное внимание. Мотивация работать лучше должна быть конкретной и реальной.
- По данным Министерства образования, науки и молодёжной политики края, наибольшее число вакансий учителей - в Чите и Читинском районе, в Краснокаменске и Краснокаменском районе…
- Это объясняется большим числом образовательных организаций на территории указанных районов. Но не в этом, конечно, главная причина. Сегодня хоть и повышается заработная плата учителей, а средняя учительская, по данным Росстата, достигла уже средней в экономике края, но относительно каждого конкретного человека она остается разной и в основном небольшой. А если учитель и получает около 30 тысяч рублей, то это за счёт перегрузки, интенсификации труда. У нас мало кто работает на ставку, то есть на 18 часов.
- Я, например, считаю, что учителя должны получать не менее 35 тысяч рублей. А вы?
- Я бы не стала сравнивать труд учителя, педагога, с любой другой профессией, везде есть свои профессиональные тонкости и трудности. А что касается заработной платы, то она должна давать человеку возможность жить, а не сводить концы с концами, как это происходит с некоторыми семьями, в которых, предположим, оба супруга - педагоги. Сколько учитель должен получать? Такой вопрос мы задавали самим учителям в рамках общероссийского социологического опроса в прошлом году. В целом по России разброс мнений о «достойной» заработной плате за одну ставку лежит в диапазоне от 15 до 60 тыс. рублей. В нашем крае мнение учителей по этому поводу весьма противоречивы: от 10 до 100 тысяч рублей. Я же считаю, за работу на одну ставку каждый учитель должен получать на уровне средней заработной платы по региону, а все, что свыше - это стимулирующие, компенсационные выплаты и премии за качество. Это было бы справедливо и достойно.