- Легендарная магистраль стала второй в стране железной дорогой, вышедшей к Тихому океану и последней грандиозной стройкой в СССР, - говорит Сергей Михайлович.
«Ударная, всесоюзная!»
- Если бы был здоровым и молодым - поехал!
- А современная молодёжь легко откликнулась бы на призыв участвовать в подобной стройке, которая проходит в тайге, где нет мобильной связи и Интернета?
- Наша молодёжь не так плоха, как принято говорить о ней. Думаю, многие бы согласились. Сейчас, конечно, главный стимул материальный, но, уверен, что многие поехали бы просто проверить, испытать себя.
- Вспомните, как вы узнали о строительстве магистрали?
- В те годы трудно было не услышать о столь масштабной стройке. Работа велась по всем направлениям, начиная от мощной пропагандистской деятельности и кончая обещаниями поощрять социально и материально молодых строителей. По радио и по телевидению с утра до вечера звучали песни про БАМ, транслировались сюжеты с места строительства. Призыв руководства страны нашёл горячий отклик в сердцах моих современников. Тысячи молодых людей из разных уголков СССР ринулись в сибирскую тайгу прокладывать железную дорогу, возводить города и поселки.
- Насколько мне известно, не всех брали на БАМ…
- Нужно было пройти конкурс. Например, в Шилкинский район, где я жил, пришли всего три путёвки. Кандидатам нужно было собрать справки, предоставить характеристики… Я в те годы был секретарём комсомольской организации, членом комитета комсомола при горно-обогатительном комбинате, на котором, кстати, работал главным механиком ОРСа. После собеседования из трёх путёвок одна досталась мне.
- БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями - через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Вас родители не отговаривали от поездки?
- Родные и друзья гордились мной. Многие по-хорошему завидовали. Когда приезжал в отпуск, встречали как дорогого гостя. Праздник устраивали. А я чувствовал свою значимость и понимал, что приношу пользу своей стране, народу.
Встреча с мечтой
- Когда вы приехали на БАМ, увиденное не разочаровало? Всё-таки быт был не обустроенным, условия труда сложные.
- Байкало-Амурская магистраль - это не рядовая стройка. БАМ - это молодость, романтика, таёжные просторы и новые города.
Мне было интересно испытать себя. Трудности не останавливали. Наоборот, закалялся характер, мы мужали… Сначала читинский отряд отправили на юг Якутии в посёлок Нагорный. Мы рыли котлованы, ставили опоры вдоль трассы ЛЭП. Одновременно осваивали новые профессии - монтёров пути, плотников, лесорубов. Иногда не хватало работы. Приходилось даже ездить в Тынду к руководству Управления строительства «БАМстройпуть» и просить ещё нагрузку.
В январе 1980-го нас отправили на север тогда ещё Читинской области для строительства объектов для основных сил - строительно-монтажного поезда 577, в результате чего при участии других строительных организаций был построен посёлок Новая Чара.
- Уже через два месяца вы стали командиром отряда «Читинский комсомолец». Назначили?
- Ребята выбрали. Я очень дорожил их доверием и старался оправдать надежды. Мы жили и работали, как одна дружная семья. Работа и быт были понятиями неразделимыми. Приходили с работы и продолжали обсуждать проекты, над которыми трудились.
- А вы помните «золотую» стыковку?
- Ещё бы! Это было 29 сентября 1984 года. «Золотая» стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район): встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигающиеся навстречу друг другу десять лет. Радость события можно сравнить, пожалуй, только с рождением долгожданного ребёнка. Музыка, цветы, почётные гости - нужно было видеть праздник, цена которому - многие годы тяжёлой работы. Это, знаете, как встреча с мечтой.
Наша пенсия - смех и слёзы…
- …Строительство БАМа подарило мне встречу с будущей женой. Она приехала открывать книжный магазин, который строила наша бригада. Так и познакомились. В Чаре у нас родилась дочь.
- Вы стали главой посёлка Новая Чара в 28 лет. Не давил груз ответственности?
- Такой должности тогда не было. Я был избран председателем исполкома. А до этого избирался депутатом сельского совета. У меня был накоплен определённый опыт организаторской работы, поэтому особых трудностей не испытывал. В те годы понятие «взаимовыручка» было не простое слово, а смысл жизни.
- Строили БАМ с мыслями, что будет «удоканский комбинат, будет город Удокан...» Не все надежды оправдались…
- Мечтали, что не мы, так наши дети будут жить в новых красивых городах…. Не удалось… Однозначно и не скажешь, кто виноват. Но, в первую очередь, ответственны, конечно, руководители. Развалили Советский Союз, резко бросились в капитализм. Однако строителями БАМа сделан большой вклад в науку о вечной мерзлоте: найден способ сохранения вечномёрзлых грунтов с помощью термосвай, найдены нетрадиционные решения сооружения продольных линий электропередачи.
- После начала политических и экономических преобразований эпохи перестройки интерес государства к БАМу снизился. Вас это расстраивало?
- Слышал, что журналисты даже придумали для БАМа ярлык «дорога в никуда» и сделали из БАМа символ эпохи застоя. Правда была в том, что строившаяся как высоконагруженная магистраль БАМ на практике оказался малодеятельным участком.
- Вы были членом обкома комсомола, являлись кандидатом в члены ЦК ВЛКСМ, дважды выступали на пленумах... Почему не пошли в политику? Могли бы сделать неплохую карьеру.
- А мне и предлагали, например, идти в депутаты различного уровня …Но я считал, что больше пользы принесу, если буду заниматься производством товаров народного потребления. После работы в Чаре приехал в Читу и создал предприятие по производству деревянных дверей, окон, в том числе евроокон со стеклопакетами.
- Вы, что называется, с кайлом прошли не одну сотню километров. Труд был не лёгким. Довольны тем, как сейчас государство поддерживает бамовцев?
- Судите сами, пенсия 7 300 рублей - это достойная поддержка государства за годы работы в шахтах, на БАМе, на производстве?! Это при стаже 37 лет?! На пенсию я вышел раньше на три года - по северному стажу. Сейчас после нескольких индексаций моя пенсия - около десяти тысяч рублей. Мне даже стыдно об этом говорить… Квартиру мне никто не давал, да я и не просил. Сначала снимал, потом купил - на свои, заработанные.
- Сейчас идёт вторая очередь строительства БАМа. Как это, по-вашему, влияет на развитие экономики Забайкальского края?
- Здесь не нужно быть экономистом, чтобы понимать: развитие экономики, строительство промышленных объектов приведут к улучшению жизни большинства жителей региона. Это новые рабочие места, дополнительные налоги в бюджет.
…Несмотря ни на что, история Байкало-Амурской магистрали продолжается.