Праздник Белого месяца, Сагаалган или Новый год по восточному календарю в этом году отмечают в Забайкальском крае 10 февраля. Буддисты собираются на разные фестивали, ходят в гости, а этот день в регионе объявлен официальным выходных. Новый год встречают и шаманы Читы, перед праздником они проводят специальный обряд «очищение огнём» или «Гал угаал». Корреспондент chita.aif.ru побывал в читинском центре шаманов «Хун Шубуун» и поучаствовал в обряде.
«Не смотри на огонь!»
Центр шаманов Читы находится недалёко от города, но ни один из доступных маршрутов туда не идёт. Направляюсь на ближайшем к центру автобусе, затем 40 минут пешком и вот оно, высокий забор из профлиста и большая юрта, вокруг жилые дома, а на улицах — не души. Захожу внутрь и сразу слышу голоса шаманов. Они уже готовы к обряду, в ярких шаманских одеждах трое мужчин бьют в бубен определённый ритм и читают специальный молебен для призыва божеств на землю.
Юрта заполнена людьми, на столах зефир, конфеты и разная еда белого цвета — это одно из подношений, называется оно «белая пища». Рядом стоят бутылки с молоком, беленным чаем и водкой. Всё это после обряда принесут в дар пришедшим божествам.
Женщина в традиционном дэгэле (бурятский национальный костюм) выходит из здания и поливает молоком землю возле юрты.
— Здравствуйте! Расскажите, что происходит и как себя нужно вести, чтобы ничего не нарушить? — спрашиваю её о обычаях обряда.
— Сейчас шаманы призывают божеств, чтобы они благословили людей, они отправляют всё плохое из прошлого года, чтобы войти в новый с добрыми и хорошими помыслами. Ты садись возле шамана и просто слушай, — отвечает она.
Выполняю указания и сажусь вблизи читающего шамана. Замечаю, что, когда шаман встаёт, люди складывают подушечки пальцев вместе и прикладывают их к голове, этот жест означает моление.
Некоторые во время молебна встают и идут к девушке, которая помогает шаманам, её зовут Сэсгма и она записывает имена для следующего молебна. Подхожу и я, девушка протягивает мне листок и говорит
— Напишите свои имя, фамилию, отчество и год рождения.
— Что будет с этими листами потом? — спрашиваю я, указывая данные.
— Шаманы будут молиться за каждого человека, за его жизнь, здоровье и долголетие, — поясняет Сэсэгма.
Дописываю и прохожу на своё место. После первого молебна председатель читинской религиозной организации шаманов «Хун Шубуун» Нима Борокшонов объясняет:
"Сейчас мы призвали божеств и будет несколько минут на то, чтобы просить у них чего-то для себя и своих близких. Мы пойдём сейчас готовить Аршан на костре«.
Шаманы отправляются к костру, на выходе меня предупреждают, что нужно взять белую ткань и обтереть ей себя.
— Возьми белую ткань, оботрись ей и в этот момент думай о том, что негативное ты отпускаешь. Потом, положи её в костёр. Это нужно для того, чтобы очиститься от плохих мыслей, — объясняет Нима Борокшонов.
Иду делать первый для себя шаманский ритуал, беру белую салфетку и делаю всё необходимое и снова захожу в юрту. Спрашиваю одну из сидящих там девушек о том напитке, который варят шаманы.
— Аршан, это не один напиток, он бывает белый и чёрный. Светлый нужен для того, чтобы получить здоровье и благополучие, а тёмный, чтобы избавиться от злых сил, если, например, кто-то навёл порчу на вас или что-то подобное. Мы понемногу наливаем его потом в две тары и несём домой, брызгаем жилище, в ванну добавляем и немного пьём, —рассказывает девушка.
Через несколько минут Аршан готов, два небольших ведра заносят в юрту. Взять его можно будет после всех обрядов.
— Сейчас мы будем отпускать всё плохое, то, что вы положили в костёр. Предупреждаю, во время зажигания и после на костёр смотреть нельзя. Подойдут к нему только шаманы, — разъясняет правила председатель шаманской организации в Чите.
Ритуал связан со страшным сказанием, о нём мне поведал Нима Борокшонов.
— Когда-то давно жила на свете сильная шаманка. Был у неё муж и дети, а муж был такой, что погулять и выпить любил. И вот настал день, нужно было шаманке уйти на несколько дней, детей она оставила с мужем в юрте. Муж выпил, да и забыл про детей. В это время ветер поднялся сильный и детей вместе с юртой унёс. Пришла шаманка домой и видит, что нет ни юрты, ни детей. Тогда она в сердцах ударила посохом мужа и сказала, что будет он теперь всё плохое у людей забирать. Так и повелось, что теперь мы костёр и жжём.
Все зашли в юрту, а шаманы отправились поджигать костёр. Спустя несколько минут они вернулись и позвали всех пройти к хорошему костру, вокруг него нужно пройти три раза, чтобы почиститься дополнительно. Прохожу вместе со всеми. Кто-то из людей говорит, что нужно ловить угольки, чтобы были деньги. Почему бы и не поверить, пробую поймать угли.
«Женщины за подол — мужчины за воротник»
Ритуал завершился, и мы вновь заходим внутрь. Шаман будет призывать дух Белого старца. Под определённые слова и пение «Ум мани падмэ хум» он входит в транс и будто перевоплощается. В здании стоит тишина и завораживающая атмосфера. Шаман даёт благословение. Нужно пригнуться и пройти мимо его посоха с колокольчиками. Им он коснётся человека и тогда, считается, человек получит благословение. Прохожу и я, по спине меня легко касается колокол, и я быстрее освобождаю место другим.
После этого мужчинам нужно потрясти себя за воротник, а женщинам за подол платья.
Ритуал завершается, и шаман будто выпрыгивает вновь в свой привычный вид, на какое-то время он смог удержать дух Белого старца, сделать это сложно.
— На долю шамана выпадают разные испытания, но, когда он их проходит, у него появляется сострадание. Он уже не будет считать проблемы людей глупыми. В клятве, которую дают шаманы, сказано, что нужно бескорыстно помогать людям. Не стоит ставить себе тарифы, если человек может и хочет, он пожертвует столько, сколько в его силах, — немного приоткрыл завесу шаманских тайн Нима Борокшонович.
После этого ритуала два других шамана начинают вызывать своих родовых 13 хатов. Они тоже дадут благословение.
Как объяснили шаманы, дар передаётся из поколения в поколение.
— Вот рождается сто детей, каждый не станет шаманом, это определённая метка при рождении. И ещё если в роду кто-то был шаманом, это может передаться. Обычно, если шаман честный, бескорыстный, за деньгами не гонится, то в будущем у него внуки или дети будут одарёнными, — пояснил глава шаманской организации Читы.
Вызывающие родовых входят в транс, затем тоже благословляют людей.
Завершается обряд молебном троих шаманов за благополучие каждого, кто написал своё имя или имена родных на листочке. В это время можно помолиться, некоторые уже подходят за Аршаном. Повторяю за ними, набираю себе немного светлого и сразу отпиваю. На вкус он напоминает молоко с травами и немного с привкусом копоти от костра.
После обряда пришедшие остаются помочь привести в порядок юрту. В это время их приглашают на самый настоящий Новый год. Его начали встречать в ночь с 9 на 10 февраля в 4.00, шаманы провели специальные обряды и теперь хочется искренне верить, что 2024 год будет ещё лучше, чем 2023.