О патриотизме говорят много, и каждый трактует это понятие по-своему. Накануне Дня Воздушно-десантных войск, который отмечается 2 августа, на эту тему мы поговорили с председателем регионального отделения Союза десантников Павлом Поляковым.
Надо, чтобы «работали мозги»
Валерия Ковальчук, «АиФ-Забайкалье»: - Павел Яковлевич, расскажите, что собой представляет Союз десантников Забайкалья?
Павел Поляков: - Это общественная организация. Мы поддерживаем военнослужащих войск специального назначения и десантников, пропагандируем здоровый образ жизни, готовим подростков к службе в армии.
Существуем мы на средства, собранные членами союза, плюс, бывает, спонсоры помогают, когда мы к ним обращаемся. То есть, если кому-то из нашей организации сложно прибрести протез или не хватает денег на операцию, мы дружно вкладывает свои средства.
- Какие у вас есть традиции?
- Отмечаем профессиональные праздники, проводим «Уроки мужества» в школах. У нас даже есть своя школа «Патриот», где дети изучают начальную военную подготовку. Есть стрелковый клуб.
- Школа, которую вы открыли, называется «Патриот». Интересно, что для вас значит слово «патриотизм», какие ассоциации вызывает?
- Я вас, наверное, в этом вопросе разочарую. Мне кажется, сейчас активно навязывают это слово, чего делать нельзя. Патриотизм – это нравственный и политический принцип, который должен изначально воспитываться в семье, через любовь к себе, к своим близким, затем – и к своей родине.
Сейчас наблюдаю тенденцию – подростки активно пополнять ряды юнармии. Наша организация, кстати, является её учредителем в Забайкальском крае. Юнармейцы – это своего рода тимуровцы нашего времени, то есть те, кто должен оказывать, например, помощь старшему поколению. Все рапортуют, что в Забайкальском крае уже 4 тысячи юнармейцев, а что дальше, если деятельность некоторых юнармейских классов заключается только в умении маршировать и разбирать автоматы?
Смотреть нужно глубже, необходимо добиваться того, чтобы у детей «работали мозги». Вот у нас раньше был урок начальной военной подготовки, и нам не надо было прививать любовь к Родине, она была заложена в нас.
- Считаете, что начальную военную подготовку следовало бы вернуть в школы?
- Этот предмет подразумевает подготовку человека не просто к армии, а к жизни. Всему учит: и как костер разжечь, и как палатку поставить, и как в лесу ориентироваться, и как картошку почистить, суп сварить.
Несколько лет назад мы предлагали на уровне Забайкальского края ввести начальную военную подготовку в школы края. Дальше слов дело не пошло. Возможно, не каждая школа готова к этому.
На работу с детьми денег нет?
- Вы - успешный бизнесмен, при этом большое внимание уделяете патриотическому воспитанию. Что подтолкнуло вас к этому?
- Я служил в армии, есть боевой опыт. После развала Советского Союза стало не понятно, на что настраивать подрастающее поколение. У меня нашлись единомышленники, которые организовали Союз десантников. По мере своих сил и возможностей стараемся работать с детьми. Например, есть спортзал, тренер бесплатно занимается с ребятами рукопашным боем.
- О значимости патриотического воспитания много говорят: на форумах, на заседаниях Госдумы, но, как всегда, не хватает средств на соответствующие программы. Как прокомментируете это?
- Об этом задумывался не только я, но и все мои коллеги - ветераны Вооружённых Сил, рождённые в СССР. Мы с болью осознаём, что не хватает денег на воспитание подрастающего поколения. В то время как на приобретение дворцов, пароходов, самолетов премиум-класса, зарубежных апартаментов деньги есть.
А раньше ведь дети могли бесплатно заниматься спортом, и из них вырастали чемпионы, кто-то просто для поддержания здоровья тренировался. Сейчас же всё упирается в деньги. И не каждый родитель может себе позволить оплачивать тренера для ребёнка. Поэтому у нас многие талантливые ребята остаются за бортом.
Почему заброшен парк?
- Парк Победы в Чите наполовину находится в заброшенном состоянии. Вам не кажется, что вот так на самом деле мы относимся к Победе, к памяти, к фронтовикам?
- Может, люди-то и к Победе, и к фронтовикам относятся с уважением. Опять же, вопрос к чиновникам: почему не обустраивают? Почему-то, говоря о Победе, ветеранов вспоминают и начинают им помогать только в преддверии 9 Мая.
- Как вы относитесь к тому, что в сейчас много девушек стремится попасть в силовые структуры, и всё больше парней отлынивают от срочной службы в войсках?
- Мне кажется, что в этом вопросе играет роль социальная защищённость. Если девушка закончит военное учебное заведение, то у неё гарантированно будет зарплата, жильё предоставит государство... Я не думаю, что дочь, например, успешного бизнесмена или чиновника, пойдет на военную кафедру, чтобы надеть сапоги и военную форму.
А девушки, которые грезят военной службой, не в полной мере представляют, о чём говорят.
- Часто слышу высказывания от молодых людей о том, что государство их мало поддерживает, что они за всё платят сами – за секции, за образование, и из-за этого они государству ничего не должны, поэтому не горят желанием служить в армии. Справедливы ли их слова?
- И да, и нет. Я вижу в Интернете такие рассуждения: «Что я должен государству? Если при рождении ребёнка сам оплатил родильный дом, в садике за него плачу, в школе - плачу, бюджетных мест мало – образование оплачиваю, тогда что я должен государству? Ничего». Конечно, людей можно понять. Почему они в таком случае должны государство защищать? Но есть ведь и другая сторона медали. Ты защищаешь, прежде всего, свою семью, родной уголок.