На VIII Забайкальском международном кинофестивале Дмитрий Головин из Петровска-Забайкальского стал победителем в номинации «Лучшая заявка на документальный фильм».
В поиске золотой середины
Елена Лоскутникова, АиФ-Забайкалье: - «Дмитрий Александрович, что для вас значит победа на этом кинофестивале?»
Дмитрий Головин: - «Она даёт мне вектор развития, направление, в котором следует двигаться дальше.
Конечно, радует то, что мои работы высоко оцениваются жюри, тем более, международного фестиваля. Хотя это не первое моё достижение. В 2017 году я был удостоен второго места в конкурсе сценариев. В прошлом году входил в состав жюри».
- Вы планируете снять документальный фильм «Во чикойской стороне». С чем связан ваш интерес к Чикою и к культуре русских старообрядцев, которых также называют семейскими?
- Мне близка и понятна эта культура, потому что она живёт в моём сердце с детства. Моя мама, Тамара Михайловна, по своей линии происходит из чикойских старообрядцев. Прабабка Нинила тоже. Она, кстати, прожила 101 год и до самой своей смерти в 1981 году любила вместе со своей 80-летней дочерью петь старинные русские песни. Каждый год летние каникулы я проводил у них в Хилке. Именно тогда зародился интерес к семейским, во мне крепло чувство своей принадлежности к могучему роду забайкальских старообрядцев, любви к седой старине и красивым распевным семейским песням.
- Что планируете донести своим фильмом до зрителя?
- Хочу показать, как сохраняется культурное наследие сегодня тех его носителей, которые ещё остались. Современную жизнь семейского села. Проблемы, которые переживает село и которые никак не решаются. Например, заброшенные дома и бурьян на месте огородов. Люди уезжают. Но многие остаются и посвящают свою жизнь и творчество родному краю, например Борис Корчанов. И им будем место в фильме.
Яркими получатся образы самих старообрядцев, которые, несмотря на трудности, любят и сохраняют свою культуру. В фильме будут их песни, посиделки, обряды. И конечно фестиваль «Семейская круговая», на котором я каждый раз бываю.
- Какие сёла попадут в объектив вашей камеры?
- Обязательно - село Урлук, Красный Чикой. Возможно, Жиндокон. Думаю, это не полный перечень.
Сейчас я на творческом распутье. С одной стороны, хочется показать в фильме правду: покосившиеся заборы, заброшенные дома, бурьян травы на месте бывших посевных полей... С другой стороны – не только властям, но и некоторым жителям, особенно тем, кто уже уехал из сёл, не всегда хочется, чтобы показывали негатив. В их памяти остались цветущие деревни, где прошло детство и юность. Поэтому предстоит искать золотую середину.
- Снимать фильм – дорогое удовольствие. На какие финансовые силы рассчитываете?
- Да, очень затратное. Даже съемка, казалось бы, небольшого клипа, требует немалых по провинциальным меркам средств. Вначале самим тянуть все приходилось. Хорошо, что постепенно собралась классная команда, без которой я никуда! Но вот в последних съемках нам уже помогла администрация Петровск-Забайкальского, отдел культуры. Нашлись ещё и спонсоры - Сергей Ратничкин, например. Так-то есть у меня определенная уверенность в том, что фильм снимем. Немного получил на фестивале. Но это крупицы, так сказать - для начала.
Как остановить время?
- Вы известны, прежде всего, как фотограф. С чего началось ваше увлечение фотографией?
- Это у меня с детства. Все тогда фотографами были. Первый фотоаппарат «Смена 8М» до сих пор жив.
Многие годы у меня хранится большой пакет первых, пожелтевших фотографий, с которых смотрят на меня мои одноклассники, друзья, родные, многих уже нет в живых. И просматривая их сегодня, я, наконец, понял, что наряду с книгами именно фотография может остановить время, выхватить и законсервировать именно эту секунду, именно это событие, именно это лицо. Сейчас не только фотографирую, но и собираю и реставрирую старинные снимки. Их коллекция составляет уже несколько сот единиц (в основном история Петровского завода, Петровск–Забайкальского). Радует, что и дочка моя Аня пошла по моим стопам, и фотоаппарат стал для неё более желанным, чем, скажем, социальные сети.
- Думаю, естественным оказался ваш переход на видеосъёмку - это как профессиональный рост.
- Да, фотография потянуло за собой и видео. В детстве же мы все любили кино. И все игры почти были у нас вольной импропритацией увиденного действа на экране. Да и другой фактор - общество почти разучилось читать. Интернет отучил людей от этого. Нужно принять это как свершившийся, хотя и негативный факт. Как донести до людей память о прошлом? Чтобы помнили… Только видео. Поэтому появились и клипы на военную тематику и большой наш поэтический проект «Медаль за Отвагу».
- На что вы готовы ради удачного кадра?
- Для хорошего кадра не жалко ни времени, ни сил, ни денег. Про обед забываю, на часы не смотрю. Наверное, на всё! Но при этом я, в первую очередь, человек, и, если на дороге увижу ДТП, про камеру даже не вспомню – брошусь помогать пострадавшим.
Не фотографирую в стиле Ню. И не потому, что не умею, а считаю неуместным выставлять на всеобщее обозрение обнажённое тело.
- Все ваши видеопроекты военной направленности. Почему?
- Я вырос на рассказах, на воспоминаниях своих родных о военном времени. У меня накопился приличный архив таких воспоминаний, и было время, когда я не знал, что с ним делать. Писал книги. Они и сейчас есть в Пушкинской библиотеке.
Мои любимые книги – воспоминания о войне Виктора Астафьева и Николая Никулина.
- Откуда черпаете вдохновение?
- Я – фанат книг. С ранних лет. На уроках алгебры, физики, геометрии я буквально зачитывался. У многих учителей скапливалась приличная библиотека отобранных у меня книг. Но история, география, литература и другие гуманитарные предметы были для меня интересны всегда. Именно на таких уроках я получал знания, которые не мог найти в книгах.
Книги меня наполняют. Видимо, прочитанное как-то трансформируется в идеи. Уверен, не читай я взахлеб многие годы, ничего бы этого и не было.
Меня вдохновляет моя команда, мои единомышленники. И победа на кинофестивале – это наше общее достижение. Пожарные, железнодорожники, учащиеся, специалисты сферы культуры и туризма, участники боевых действий - все они являются не только творческой командой но и участниками Петровск-Забайкальского филиала клуба военно-исторической реконструкции «Забайкальский фронт». Как-то так плавно мы сформировали этот клуб, теперь и ребята из головного филиала Читы являются нашей мощной поддержкой и участниками многих проектов.
Петровск-Забайкальский – небольшой город, в нём очень мало возможностей для реализации своих способностей и своего потенциала, поэтому стараемся держаться на плаву, делать то, что нравится. И радуемся, когда наши клипы, и проекты находят живой отклик в сердцах земляков.
- Вы и стихи писали. Я вас помню по литературному клубу в Петровске-Забайкальском.
- Первое стихотворение «выпрыгнуло» из меня в 6 лет. Помню, что было оно про бедных животных в Африке. Строки начали заполнять мою голову и сами складываться в рифмы. Потом это куда-то пропало. Писать снова начал в армии. Видно, для поэта нужен постоянный экстрим, жизнь с надрывом. В этом не раз убеждался. Да и судьба многих поэтов подтверждает это.
В начальных классах я взялся за составление своей родословной. Удалось найти тогда старые документы, фотографии моих предков. На одной из них стоял военный - молодой мужчина с чапаевскими усами и шашкой наголо. Бабки говорили, что это мой прадед перед уходом на Первую мировую войну. Выяснил, что погиб он в гражданскую войну в 1920 году под Читой во время боя партизан с каппелевцами. А сын его, мой дед Михаил Хохряков, был участником финской войны, затем - Великой Отечественной, ранен под Тихвином и комиссован. Погиб в начале 1950-х гг. в ГУЛАГЕ на строительстве города Комсомольск-на Амуре. Вот тогда-то я понял главное: каждый должен знать свою родословную. Ведь без прошлого, без своих корней человек как перекати-поле, зацепится за землю нечем, да и незачем.
Ниточка – для связи
- Кто является для вас авторитетом?
- Своим учителем считаю историка, археолога Михаила Васильевича Константинова. Знаете, как с ним познакомился? В школе я был «белой вороной», в себе немного замкнутым. Но охотно принимал участие в краеведческих конференциях и походах, а в восьмом классе учитель истории Карманова Лидия Прокопьевна, первая, разглядев во мне дух исследователя, предложила стать директором школьного музея. Чтобы начать сбор экспонатов, позвонила своему бывшему сокурснику по историческому институту, тогда кандидату исторических наук, а ныне профессору Михаилу Васильевичу Константинову и попросила его взять нас, школьников, в настоящую археологическую экспедицию. Уже через много лет об этих удивительных временах, людях и событиях я написал отдельную книжку «Усть – Менза раскрывает тайны». Толбага и Усть-Менза стали для меня ещё одной отправной точкой моего творчества, именно оттуда началась вторая поздняя любовь к фотографии.
В детстве авторитетом был дед Пантелей. Участник гражданской войны, при Сталине десять лет отсидевший на Колыме за веру. Для меня он был олицетворением силы, доброты, большой, могучий. У него была седая борода до пояса, и мне он казался то богатырём, то Дедом Морозом.
Восхищаюсь творчеством режиссёра Солбона Лыгденова. У него интересные работы, сильная команда. Он несколько лет снимал фильм «321-я сибирская»! Думаю, он пример правильного упрямства, настоящего патриотизма.
- Чьё мнение о своей работе вы считаете наиболее важным?
- Главный мой критик – супруга Марина. Всегда ей говорю: «Подойди, посмотри. Как тебе?». Она похвалит или укажет на ошибки, но всегда поддержит и приободрит. Медсестра по образованию – именно Марина стала инициатором того, что в нашей семье появились две приёмные дочери. Свои дети уже взрослые, живут самостоятельно. Сейчас поднимаем приёмных.
- Какое наследие хотите оставить после себя?
- Воспоминания.. Согласитесь, что в памяти стирается прошлое. А «…если о войне забудут, вновь придёт война». Кто расскажет подросткам о героизме наших предков? Из жизни уходят уже те, кто воочию видел участников войны. В Интернете пишут, что, начнись война - мы американцев шапками закидаем. Настроения такие, как перед началом войны в 1941 году. А мы потом отступали до Москвы и долгих 4 года кровью отвоевывали нашу землю. Страшнее войны ничего нет! Вот об этом надо помнить и строить политику исходя из этого.
А лично я хочу протянуть ниточку – связь времён, как принято говорить. Пусть наши клипы и видеофильмы хранят историю.