Народные избранники, представляющие наш регион, выглядят не лучшим образом. Почему так произошло? На эту тему рассуждает политолог Игорь Линник.
От слова «говорильня»
Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: Игорь Юрьевич, вначале интересно узнать, когда вообще зародился институт парламентаризма?
Игорь Линник: «Ещё древний историк Тацит писал о народных собраниях, ограничивавших власть конунга у германцев. Также известны институты самоуправления у англосаксов в эпоху Римской империи.
Ныне существующая форма парламента в России сложилась в 1993 году, когда появилось Федеральное Собрание, состоящее из верхней и нижней палат.
Слово «депутат», кстати, образовано от латинского deputatus и дословно переводится как «посланник». А парламентарий – от французского parler - «говорильня». Получается, депутат обязан представлять интересы своего округа, региона, где проживают те, кто его выбрал. Он должен знать чаяния людей, проблемы региона, лоббировать его интересы и решать региональные вопросы на высоком государственном уровне».
- Перед нашей встречей вы посмотрели рейтинг депутатов. Результаты вас, как и меня, огорчили?
- Судя по рейтингу, Николай Говорин занимает 44-е место. Этот депутат мне более остальных импонирует. Он реально работающий депутат, чего нельзя сказать о многих других. Например, я не вижу работы от партии ЛДПР Василины Кулиевой, которая была очень активна во время своей предвыборной кампании, и Юрия Волкова. Коммунист Владимир Паздников мог быть более активным.
Чтобы работать, депутаты должны быть в кругу проблем, иметь широкий диапазон взглядов. Но на деле – народные избранники уезжают в Москву после выборов и часто забывают про нас.
- Как вы думаете, депутаты видели свой коэффициент полезности? Захотят ли изменить ситуацию к лучшему?
- Хотелось бы надеяться.
Чиновники-кукловоды?
- А вы не задумывались над тем, что есть смысл уменьшить количество депутатов?
- В Государственной Думе РФ сейчас числится 450 народных избранников. На мой взгляд, это оптимальное количество человек. А вот на региональном уровне численность депутатов стоило бы уменьшить.
Сейчас в краевом парламенте 50 человек, и я не думаю, что они слишком перегружены.
Да, депутатов может быть меньше, а работа при этом - эффективнее.
- Кроме этого, есть ли ещё какие-либо рекомендации?
- По-моему мнению, необходима смена политической системы, которая за последние 25 лет показала свою неэффективность, в результате чего и сложился имитационный парламентаризм.
Нужно уходить от авторитаризма. Помните, осенью Наталья Жданова вынесла на обсуждение в Заксобрание законопроект о критериях нуждаемости? Депутаты его отклонили. А в январе глава региона снова внесла этот же законопроект на рассмотрение, и в итоге его приняли. Не с первого, так со второго раза. Это ли не показатель авторитарного стиля управления?
У нас часто депутаты выполняют то, что исходит от исполнительной власти. Чиновники, в свою очередь, являются кукловодами.
По моим наблюдениям, с 2003 года исполнительная власть начала откровенно формировать институты народного представительства «под себя» и, в первую очередь, подбирать удобных людей, которые будут послушными исполнителями.
- Нужны ли тогда нам вообще депутаты?
- Парламентаризм - крайне важный институт. Все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) необходимы, но между ними должна быть здоровая политическая конкуренция, чего мы не видим на практике, а также - система сдержек и противовесов.
По факту у нас доминирует как на федеральном уровне, так и на региональном исполнительная власть, которая постоянно стремится расширить свои полномочия и правомочия. И вот последний пример: исполнительная власть в нашем крае пытается «под себя» взять формирование Общественной палаты.
И между политическими партиями должна быть конкуренция. Вообще, на мой взгляд, хорошо бы ввести институт отзыва депутатов. Нет отчёта депутатов перед избирателями? Нет работы? Значит, увольняем!
Кроме того, нужна сменяемость власти. А мы боимся меняться, думаем, как бы не было ещё хуже. Равиль Фаритович Гениатулин возглавлял регион 17 лет! Консервация самих себя во власти получается… За это время в Иркутской области, например, уже несколько человек поменялось на должности главы регионы. И люди, заметьте, живут там получше нас.
- Кстати, как вы оцениваете работу нынешней администрации региона?
- Если сравнивать нынешнюю администрацию с командами Равиля Гениатулина и Константина Ильковского, то, на мой взгляд, сейчас в Забайкалье самый низкоквалификационный аппарат, который не знает, как работать со СМИ, как выстраивать отношения с оппозиционерами и с народом! Разговаривают с людьми, что называется, через губу…
Недавно за оскорбительные высказывания в адрес властей задержали активиста Николая Лиханова и направили в психиатрическую больницу. Люди с активной политической позицией власть раздражают. А разве нельзя было составить с человеком конструктивный диалог, выслушать его, понять, что тревожит?
Неудобные и неугодные
- В Забайкалье есть люди, готовые сделать для региона много полезного, но они оказываются в тени. Например, не проходят на выборах…
- Люди активистской политической культуры трудно подчиняемы власти и всегда будут отстаивать интересы народа, поднимать острые вопросы. Такие кандидаты в депутаты неудобны и неугодны чиновникам.
Стоит сказать и о финансовой составляющей. У оппозиционеров, в том числе и у оппозиционных партий, слабые финансовые ресурсы. К тому же сдерживающим фактором являются и так называемые стоп-листы. Есть негласное распоряжение не приглашать тех или иных инакомыслящих людей на радио и телевидение.
- А вам не кажется, что всё-таки многие забайкальцы остаются пассивными, и дальше разговоров на кухне о том, как «плохо мы живём», дела не идут?
- Согласен, забайкальцы, к сожалению, в большей степени политически пассивны. Непростая ситуация в целом в регионе сложилась, может быть, и поэтому население считает, что это наш крест, и остаётся нам всем только терпеть и ждать светлого будущего.
- В других регионах так же?
- Нет. В Московской и Ленинградских областях, например, люди более активны. В Сибирском федеральном округе отмечу Новосибирскую и Иркутскую области. Там люди и живут позажиточнее, а отсюда – они и в политическом плане более активны. Там есть отдельные элементы политической конкуренции. Вопросы решаются концептуально. Население старается контроловать власть и участвует в политических процессах.
Наше население финансово менее благополучно, часто думает лишь о насущном и считает: «День прошёл, и слава Богу!» А чиновникам как раз такая позиция выгодна (когда население не задаёт неудобные вопросы).
- Невесёлое у нас с вами интервью получается…
- Я не хочу лакировать ситуацию и представлять всё в розовом цвете. Только политическая активность забайкальцев может заставить работать власти всех уровней как в интересах населения, так и в интересах региона! А активность депутатов и их эффективность опять же зависит от контроля избирателей. Население должно понимать, что власть обязана быть ему подотчётной!