С 1 сентября 2024 года во всех образовательных учреждениях Забайкалья, как и по всей стране, будет введён новый предмет — «Основы безопасности и защиты Родины». Какими знаниями школьников обеспечит усовершенствованная дисциплина, а самое главное — кто эти знания будет давать — в материале chita.aif.ru.
О чём предмет?
То, что изменения в ОБЖ были необходимы, не вызывает у профессионального сообщества региона никаких противоречий, однако своевременность изменений вызывает вопросы.
«Очень печально, что подобный предмет, где дети могут изучать основы защиты себя, семьи и Родины, появляется только сейчас. Это основа, поэтому он должен был появиться ещё 20 лет назад. Сейчас этот школьный предмет актуален как никогда. Мы наконец-то возвращаемся в систему обучения, в которой мальчики должны защищать Родину, а девочки — семейный очаг», — поделился начальник штаба регионального отделения Всероссийского движения «Юнармия» Андрей Черепанов.
Базовый уровень нового учебного предмета по приказу Минпросвещения России должен сформировать у школьников знания об элементах начальной военной подготовки, в том числе общевоинские уставы, основы строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки, о правилах оказания первой помощи в условиях боевых действий, требований безопасности при обращении со стрелковым оружием, а также дать представление о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, способах защиты от него.
Также школьники будут изучать правила дорожного движения и безопасного поведения на транспорте, основы пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях. На уроках ученикам расскажут и основы конструктивного общения, и безопасного поведения в цифровой сфере, обучат навыкам отличать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера.
Кроме того, новый предмет должен позволить освоить возможности применения беспилотных летательных аппаратов и морских беспилотных аппаратов, а также современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя.
В основной школе ученики будут изучать важность культуры безопасности и защиты Родины, а также роль государства и законодательства в обеспечении национальной безопасности.
В средней школе школьники будут изучать роль государства в обеспечении безопасности, осознавать необходимость гражданского долга по защите Отечества, узнавать правила безопасности на дорогах и в природе, а также развивать навыки оказания первой помощи и привязанность к здоровому образу жизни.
Кто будет преподавать?
Этот вопрос возникает не только у представителей профессионального сообщества, но и у родителей школьников.
«Проблема не в том, чтобы ввести предмет. Тут мы, как родительское сообщество, выступаем только „за“. Но встаёт вопрос в том, кто будет его преподавать, особенно — в районных школах. Знания, которые детям нужно получить по данному предмету очень весомые, а значит на том, кто их будет давать, лежит большая ответственность. Опять-таки готова ли материальная база регионального образования к тому, чтобы дети учились по всем стандартам», — поделилась мама одного из читинских восьмиклассников Ирина.
Андрей Черепанов поддерживает тревоги родителей и считает, что самым сложным и главным в вопросе преподавания «Основ безопасности и защиты Родины» станет найти и обучить кадры, потому что тех энтузиастов, которые действительно смогут должным образом донести истинный смысл, практически не осталось ни в Чите, ни в крае, ни в стране. Да и к материальной базе необходимо подойти очень строго, поскольку педагог, даже большой энтузиаст, с «голыми руками» не сможет в достаточной степени дать практические навыки о той же военной подготовке.
По данным краевого Минобразования, педагоги в Забайкалье проходят курсы повышения квалификации, чтобы быть готовыми к преподаванию нового предмета. Первый поток обучения уже завершили 278 учителей ОБЖ. Сейчас обучение продолжают 109 педагогов. В рамках курсов преподаватели изучают нормативно-правовые документы, содержание предмета и методику его преподавания. В октябре планируется провести практико-ориентированное обучение педагогов.
«Моё самое главное переживание состоит в том, чтобы это всё не превратилось в профанацию. Чтобы на местах — в школах, районных и краевых органах власти — этим занимались не ради галочки, а потому что это действительно необходимо», — заключил руководитель регионального отделения «Юнармии».