По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), Забайкальский край по итогам девяти месяцев 2018 года входит в 20 регионов «зеленой зоны» по ОСАГО. В таких регионах наблюдается наиболее благоприятная ситуация по частоте страховых случаев, средней выплате, соотношению судебных и несудебных выплат, а также накладных расходов в суде и сумме основного требования в «автогражданке».
Частота страховых случаев в Забайкальском крае в январе-сентябре не изменилась по сравнению с показателем годом ранее и составила 2,8%. Средняя выплата по ОСАГО уменьшилась с 73,8 тысяч рублей до 72,2 тысяч рублей. Значительней всего сократилось отношение судебных выплат к несудебным – на 4,3 процентных пункта – с 9,7% до 4,3%. Уровень выплат с учетом расходов на ведение дел (РВД) в Забайкальском крае остался на прежнем уровне - 89%.
«Забайкальский край по итогам января-сентября показал действительно хороший результат. Хоть мы и наблюдаем увеличение показателя отношения судебных расходов к сумме основного требования с 89% до 107%, по сравнению с общероссийскими показателями (108% в прошлом году и 121% в 2018 году) ситуация в этом регионе улучшается. При том, что водителей, которые часто попадают в аварии и нарушают ПДД, немного - их число не превышает эти 20%, поэтому добросовестные автовладельцы, число которых составляет почти три четверти, могут рассчитывать на снижение стоимости полиса. Уже сейчас средняя цена полиса ОСАГО падает. Прежде всего, это связано с развивающейся конкуренцией, а также с ростом количества водителей, получающих скидки», - сказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
«Простое повышение тарифов для всех – это не выход. Мы смогли убедиться в этом несколько лет назад, когда тарифный коридор был повышен на 10% вверх и вниз и больше ничего не было сделано. В новой же реформе сделан первый шаг в сторону установления индивидуального тарифа: помимо того, что раздвинут коридор, еще предложена и сложная матрица коэффициента «бонус-малус». Очевидно, что разные водители по-разному ощутят на себе эти изменения – и я считаю, что это движение в правильном направлении. Могу сказать, что добросовестные водители, в том числе и Забайкальского края, вероятнее всего смогут получить скидку на полис ОСАГО», - отметил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Реформу по либерализации ОСАГО планируется начать в ближайшее время. Главная цель реформы — это защита прав потребителей и, в первую очередь, добросовестных автовладельцев. В частности, планируется установить справедливую цену полиса ОСАГО для всех водителей, используя принцип индивидуального подхода к каждому автовладельцу. На первом этапе предполагается расширить тарифный коридор на 20% вверх и вниз, а также изменить систему начисления двух коэффициентов.
Вместо четырех значений коэффициента «возраст-стаж» будет введено 58 градаций, которые помогут максимально точно и справедливо определить стоимость полиса «автогражданки». Также будет реформирован коэффициент «бонус-малус»: водитель будет получать только одно значение этого коэффициента один раз в год, что в разы упростит заключение договоров страхования автогражданской ответственности.
На втором и третьем этапе законопроектом Минфина РФ предполагается поэтапное исключение коэффициента мощности и территориального коэффициента при расчете стоимости полиса в 2019-2020 годах и одновременное постепенное дальнейшее расширение тарифного коридора на 30-40% вверх и вниз. Планируется, что полная либерализация тарифов в ОСАГО будет возможна после 2021 года.