Чита, 17 ноября - АиФ-Забайкалье, Екатерина Рябова. Без этого актера труппу Читинского драматического театра представить невозможно. Уже 20-й театральный сезон за плечами коренного забайкальца, ведущего мастера сцены, заслуженного артиста России Алексея Заинчковского. Актера узнают, его любят, на него спрашивают билеты.
С режиссёром повезло!
Два десятка лет минуло с той поры, когда на сцене ныне краевого театра драмы впервые появился совсем юный еще артист Алексей Заинчковский. В творческом багаже или, выражаясь современным языком, портфолио актера были диплом об окончании Иркутского театрального училища, год работы в Оренбургском областном драматическом театре и год учебы в государственном институте Санкт-Петербургс
Это был 1996-й. С той поры сыграно более пятидесяти ролей. Молодого обаятельного артиста публика полюбила за убедительность и достоверность существования в любой роли. Признание и любовь пришли не сразу, актер Заинчковский шел постепенно к своим большим ролям, набирался мастерства у старших товарищей и продолжал учиться, правда, уже не в северной столице, а в Восточно-Сибирск
2000-й… Начало нового века для Алексея Заинчковского ознаменовалось рядом блестящих работ и творческих удач. Его герои в спектаклях «Деревья умирают стоя» А. Касона (Маурисьо), «Утиная охота» А. Вампилова (Зилов), «Алые паруса» А.Грина (Грэй), «Последняя попытка» М.Задорнова (Андрей), «Примадонна» В.Шляхтова (Майкл) давали полное основание говорить о многогранности творческого диапазона артиста. Алексей обладал повышенной чуткостью и к стилю автора, и к теме как лирического, так и трагического излома судьбы. Режиссеры доверяли ему главные роли в классической и в современной драматургии, что способствовало быстрому профессиональном
Игра в игре
Его герои в спектаклях «Васса» А. Горького, «Доходное место» А. Островского, «Поминальная молитва» Г. Горина подкупали искренностью, достоверностью и актерским обаянием. Но вместе с тем в репертуаре Заинчковского были роли, которые «открывались» совершенно другим ключом, где игра актера с персонажем давала простор лицедейству. Так было в спектакле «Легенда о Тиле» Г. Горина, где актер играл сразу двух героев – короля Филиппа и принца Оранского. Прием «игры в игре» требует от актера мгновенного переключения, контраста, алогичного поведения. И здесь уже без эксцентрики не обойтись… И Алексей блестяще это делал. Впрочем, как и всегда, когда он на сцене. Заинчковский магически воздействует на зрителя даже тогда, когда играет роль второго плана. Понятие «эпизод» для него неприемлемо: смещая акценты, артист укрупняет смысловой и духовный объем образа. Полковник Чеснэй в «Тётушке из Бразилии» в исполнении Заинчковского - уж никак не роль второго плана.
Большие роли и столь же значимые актерские удачи в творческой судьбе Алексея появились одновременно. Тем не менее это не вскружило голову молодому актеру, и каждая последующая роль вновь становилась «университетом». Таким «университетом» стал профессор Хиггинс из мюзикла «Пигмалион» Б. Шоу. В этой роли Заинчковский был по-особому артистичен, точен, напряжен и раскован. Режиссура В. Шляхтова, хореография Н. Селезневой, да и сам жанр мюзикла подразумевали актера, который обладал бы универсальным синтезом – «одинаково хорошо танцую, пою, говорю». Желание и энергия, с которыми Алексей взялся за «штурм» необычного жанра, позволили говорить на премьере о несомненном успехе актера в этой роли. Он - и профессор-хулига
Незабываем был он в роли булгаковского Дон Кихота в одноименной постановке режиссера Ж. Пономаревой. Особое место в творчестве актера занимают чеховские герои. В репертуарной копилке актера жемчужины русского театра – «Три сестры» Вершинин, «Дядя Ваня» Астров, «Чайка» Тригорин.
Украшением репертуарной афиши Читинского театра драмы по праву считается спектакль-долгож
Надеюсь, что не ошибусь, если выделю роль учителя из спектакля «Безымянная звезда» М. Себастиана. Надолго в памяти после спектакля остаются его замечательная, совершенно органичная наивность, его искреннее непонимание происходящего вокруг в последней сцене объяснения с Моной, его глаза, полные боли и горечи. И совсем иным мы видим Заинчковского в другой роли. Великолепна его работа в шекспировской трагедии «Джульетта. Метаморфозы любви». Жестким и беспощадным, одновременно глубоко любящим и нежным отцом предстает артист в образе Капулетти.
Человек с чистой душой
Блистательной, сыгранной на высочайшем подъеме, этапной стала роль Петра в спектакле «Шут Балакирев» Г. Горина, признанной лучшей ролью театрального сезона. В комедии Н. Птушкиной «Пока она умирала» Алексей Заинчковский восхищает зрителей галантностью, трогательностью. Каскадом юмора буквально брызжет его Бернард в постановке «Играем в дружную семью» М. Камоллети. В премьерном спектакле прошлого сезона «Лес» А. Островского, поставленном режиссером З. Пухляковой, Алексей играет роль Несчастливцева. Рисуя своего героя, Алексей Заинчковский не боится открытости, прямого выражения чувств. И мы, зрители, видим перед собой не актера Геннадия Несчастливцева – неудавшегося трагика, а русского человека с чистой душой и высокими порывами.
Один из самых заметных актеров города, он работает яростно и азартно, будь то сентиментальная история по пьесе В. Бочанова «Бинго» или сложная мистическая драма О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Всё сыгранное Алексеем Заинчковским интересно, потому что он всегда неожиданный – лирический бродяга Дункан в детективе «Двойная игра», интриган-граф Юзикевич в комедии «Новый учитель для дураков», эксцентричный атаман Платов в «Русском секрете», «гламурный» почтмейстер в гоголевском «Ревизоре». И при этом, кого бы ни играл, существует на сцене под током высокого напряжения. Да и сам Алексей живет на высочайшей волне энергии и самоотдачи. Сегодня Заинчковский - мастер художественного слова, замечательный чтец в краевой филармонии им. О. Лундстрема. Его работа в соавторстве с коллегой и квартетом «Мате» - музыкально-поэти