Чита, 26 августа - АиФ-Забайкалье, Елена Лоскутникова.
Не договорились!
- Признаюсь - предлагали. Это было несколько лет назад, когда я только начал работать на кафедре. Помню, подошёл студент и предложил пересдать экзамен «по-другому». Я пошутил: «Хочу дачу Жанны Фриске». Молодой человек сначала растерялся, потом понял, что это шутка… Пришлось объяснять ему: знания нельзя купить.
- Знаю, что ваши коллеги не гнушатся мздоимством. Например, не так давно за 150 тысяч рублей по четыре года условно получили два преподавателя одного из вузов Читы.
Чтобы мне не предлагали взятки, я работаю теперь только на своей кафедре. Здесь ребята скромнее. Они, как и я когда-то, приехали в Читу из районов края. Добросовестно посещают лекции, ответственно готовятся к экзаменам.
Государственный рэкет
- Вы и ваши помощники проводили опрос среди забайкальцев на тему коррупции. Результаты вас порадовали или, наоборот, огорчили?
- Этот опрос проводился в мае Независимой научно-аналитической социологической службой ЗабГУ. Интересные цифры получили! Оказалось, что 52 процента опрошенных хотя бы раз в жизни попадали в коррупционную ситуацию. Чаще всего забайкальцам приходится давать взятки (только вдумайтесь!) для оказания бесплатной медицинской помощи, для получения социальных выплат, при обращениях в полицию. Выходит, всё, что людям положено по закону, приходится решать с помощью денег…
Из тех, кто сказал, что попадал в коррупционную ситуацию, 41 процент дали взятку. Получается, каждый пятый забайкалец!
- Наверное, по-другому нельзя было бы решить проблему…
- А пробовали? Бытовая коррупция опасна тем, что она повсеместна - в школах, в поликлиниках, на автодорогах - она повсеместна и формирует массовое коррупционное поведение населения. При этом средний размер взятки около 1500 рублей.
- А вы в своих опросах рейтинг нечестности составляли?
- Забайкальцы признались, что чаще приходится иметь дело с нечестными чиновниками. 64 процента опрошенных пожаловались на краевую, городскую и муниципальную власть.
- …Казалось бы, это те, кто составляет план борьбы с коррупцией, кто отчитывается о проделанной антикоррупционной работе.
- Одно дело составлять планы и готовить отчеты, а другое - вести реальную работу. Это с одной стороны. А с другой, полученные данные - это, скорее, результат успешной работы СМИ, которые чаще освещают громкие дела о коррупционерах-чиновниках, а не реальная картина. В рейтинге нечестности больницы, например, занимают лишь 11-е место, а коррупционные ситуации чаще называют именно в сфере здравоохранения, образования и на дорогах. Чиновники не лечат и не учат и уж тем более не стоят на дорогах, отслеживая безопасность движения.
- Итоги социологических исследований принято доводить до сведения властей. Результаты ваших опросов видели власти нашего региона? Как вы думаете, определённые выводы для себя они сделали?
- Нашим властям, к сожалению, не интересны результаты опросов. Это очень неприятно. Получается, губернатора и его подчинённых не волнуют актуальные проблемы региона. Мы же не только опросы по коррупции проводили. У нас много интересных исследований по социальным проблемам региона, политическим предпочтениям, оценке эффективности управления, миграции из региона, проблемам молодежи. Всё это могло бы стать механизмом обратной связи между властью и обществом, помогало бы в принятии управленческих решений и выработки внутренней политики.
Нас вынуждают?
- Меня, например, возмущает, что в России некоторые воруют, что называется, вагонами, и им всё сходит с рук. Но стоит простому учителю выписать липовую справку, как тут же появляется прокуратура, и несчастный педагог получает по всей строгости закона.
- Конечно, это не справедливо! Наказание за любое преступление должно быть неотвратимым и единым для всех, не зависимо от положения и статуса. Это один из основополагающих принципов правового государства, которым, согласно 1-й статье Конституции РФ, является наша страна.
- В начале нашей беседы вы сказали, что многие вопросы в различных сферах можно решить без участия денег. Я с вами не согласна. Сама жизнь вынуждает людей на противоправные действия.
- На самом деле, лишь 9 процентов опрошенных сказали, что их вынудили дать взятку. Большинство же заранее знали о необходимости и размерах взятки, а значит, являлись источником возникновения коррупционной ситуации.
Проблема в том, что у нас очень низкая правовая культура. И повышать её никто не собирается, потому что коррумпированным обществом управлять проще. Второе - менталитет уж таков: люди боятся обращаться в правоохранительные органы - «как бы хуже не было!» Вот такой настрой и губит, позволяет недобросовестным чиновникам и руководителям различных ведомств чувствовать уверенность в том, что им всё сойдёт с рук. Не сойдёт! Только в этом году уже 37 человек осуждены за коррупцию. Это и судебные приставы, и преподаватели вузов, и главы органов местного самоуправления.
- Все говорят, что нужно ужесточать наказание за коррупцию. Вы, например, что конкретно предложили бы?
- Со стороны государства - это гарантированное обеспечение равенства всех перед законом, ужесточение наказания и пожизненное лишение права профессиональной деятельностью в той сфере, в которой был пойман взяточник. А со стороны общества - необходимо каждому начать с себя: не давать даже мелкие взятки, например, для устройства ребенка в садик, школу или вуз, не пытаться обойти штрафы на дорогах, добиваться своих законных прав при лечении.
Смотрите также:
- Забайкальские девятиклассники, не справившиеся с ГИА, пересдадут экзамены →
- Польза на словах. А дела? О властных чиновниках и послушных депутатах →
- Боль, терзания, победа. Нина Коледнева - «Золотое перо России» →