Чита, 11 января - АиФ-Забайкалье. Подробнее об том, что такое Святки и как они праздновались, рассказывает Алёна АВДЕЕВА, заведующая отделом традиционной культуры ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края».
Балагурили все
- В истории святочных дней смешались традиции язычества и христианства. Когда точно появились Святки на Руси, никто из учёных точно сказать не может - традиция уходит корнями в такую глубокую языческую древность, что во времена Рюрика их праздновали уже не одно столетие. Изначально крестьяне праздновали Святки в честь перехода к новому сельскохозяйственному году, когда песнопениями и праздничными ритуалами пытались задобрить богов и вымолить щедрый урожай.
Святки, святые дни отмечают в течение 12 дней, начиная с Рождества (со времени появления на небе первой звезды) до Крещения, когда в православных храмах проводится освящение воды. Первая половина Святок в народе называется Святые вечера, до Васильева вечера, вторая половина – Страшные вечера, поскольку считается, что именно во вторую половину Святок нечистая сила становится более активной.
Святки - это общенародный праздник, который сопровождается весельем, народными гуляниями и ярмарками. Он не всегда гладко вписывался в требования церкви: было время, когда ношение масок, пляски и обряды сурово порицались. Однако со временем Святки превратились в общенародный праздник, когда, невзирая на сословные границы, все вместе славили Иисуса Христа и радовались окончанию рождественского поста.
Со второй половины Святок с Васильева вечера начинались гадания (в ночь с 13 на 14 января). Обычно гадали девушки. Они уединялись в помещениях, распускали волосы, снимали все обереги, крестик и приступали к таинству ворожбы. Были известны различные способы гадания – это гадание по воску свечи, по звукам, использовали зеркало, чтобы увидеть своего суженного. Темы гадания была различны – об урожае, об удаче, о дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека. Место гаданий выбиралось как сакральное пространство, которое соприкасалось с «чужим миром» - перекресток дорог, баня, хлев.
Во все дни Святок ходили по дворам ряженые. Как говорят у нас в Забайкалье, машкаратились. Машкаратились (сажей мазались, лохмотья надевали, по домам ходили) до самого Крещения. Дети вместе со своими родителями ходили разнаряженные по домам, пели, плясали, балагурили. И все встречали машкарат с уважением и радостно. Дарили, кто что может. Ряженые воспевали убранство двора и щедрость хозяев, даже если это был самый бедный дом - чтобы в новом году ему прибыло богатства и удачи. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто даёт им угощение, и бедствия - скупым. Иногда в песнях звучали даже шуточные угрозы: «Кто не даст пирога — сведём корову за рога, кто не даст ветчины — тем расколем чугуны...». Считалось грехом не пустить ряженых – добра не будет.
Заканчивались святки Крещением. Крещенский Сочельник (вечер 18 января) - приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне, Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.
На столе - изобилие
- Стол в святочные дни готовился обильный: блины, рыбные и мясные блюда, выпечка. В общем, всё, что было припасено заранее.
Считалось, что на столе не должно быть свободного места, чтобы обеспечить себе будущий год урожайным и хлебосольным. А вот дома не украшали. Главное, в доме должно быть чисто.
Что касается дня сегодняшнего, рада отметить, что забайкальцы продолжают праздновать Святки. Возможно, не с таким размахом, как в старину. Тем не менее, молодежь и дети ходят по дворам, поют веселые песенки, машкаратятся, получают подарки. Катаются на санках. Не ушли из традиции и гадания. В каждом районе на Крещение ходят на реку к проруби, набирают воду. Тем более что не в каждой деревне есть церковь. Такая вода хранится весь год и не портится. Хранят её в красном углу, рядом с иконами.