aif.ru counter
208

Руководитель, критик и мама

Сложный, непредсказуемый и гипнотический мир Марины Саттаровой.

Каждый раз, читая в афишах о приезде разносортных  «звёзд», немножко грущу. Почему-то мы не привыкли ценить то, что находится рядом. Бежим и платим 4 тысячи за шумосветовую фонограмму под названием «шоу». Это как  в огороде: ходишь по траве «мокрица», топчешься, вырываешь ее с корнями безжалостно. А  потом - хвать  книжку про лекарственные растения. А она, оказывается, кладезь.  А в аптеке сплошная синтетика. Да  к тому порой  фальсификат.

КСТАТИ
В 2017 году М.Саттарова признана победителем краевого конкурса «Учитель года» в номинации «Сердце отдаю детям».

 Но я расскажу о другом уровне культуры. О настоящем.  

Влюблены в творчество

Спустя  пять лет обучения по дополнительной предпрофессиональной программе  «Искусство театра»  в ДШИ (бывших «Орешках»)  давался спектакль  по пьесе Дона Нигро, перевод Виктора Вебера, «Зверюшкины истории». Это итоговый выпускной спектакль, который в  училище бы назвали дипломным - как государственный экзамен.    Ученикам будет вручён после сдачи всех экзаменов свидетельство государственного образца.

     Почему я говорю «давался  спектакль»? Потому что всё было по-серьёзному: очередь в гардероб,  опаздывающие слегка родители,  и попытки рассадить всех зрителей  на стулья, скамейки,  и даже на  колени.  Были заботливо припрятанные букеты  зрителей, которые пришли не в первый раз.  Была растерянность режиссера (она же  преподаватель и руководитель курса, она же  критик, она же  «мама» для каждого  юного актёра  - Марины Саттаровой. Потому-что на такое количество зрителей  в репетиционном зале просто не рассчитывали.     Были студенты - актёры из Забайкальского краевого училища культуры   и просто те, кто влюблён в творчество режиссера  Марины Саттаровой.

  Лаконичные декорации: кубы,  мешковина по стенам и одинокий держатель для таблицы, которая меняется от сцены  к сцене: «Летучий Мышь»,  «Суслик»,  «Попугаи», «Леминги», «Коровы». Наконец-то все расселись и  появляется  суетливая техничка  со шваброй  - рассказывает нам,   что мы в  зоопарке.

 А  вот и первая  сцена:  Индюшки. Сразу оговорюсь - никаких костюмов.   Стандартные дрессы и чешки, только на голове яркие банты – Индюшки ведь.  Три героини. Как признаётся одна из них, смысл жизни  только в свежих, сочных, божественных кукурузных початках! И другая вторит ей: «Дааа». И разговор, и суета только по этому поводу. Именно в этом и есть смысл. Но к счастью, есть и та, которая   не похожа на всех:  индюшка, которая мечтает научиться играть на саксофоне, чем вызывает смех  у остальных.

  И  промелькнула  крамольная мысль: всё, как у людей. Одним только бы   «свежие початки» – жить живота ради. Но есть и те, у кого смысл жизни - научится играть.

В четырёх минутах – глубинный смысл

А вот вроде бы  изначально  уморительный  сюжет: скандал  в семье попугаев. Надоевшая главе семьи  самочка со своими «крекерами»,  с повторением заученных фраз. Правда, под окриками   может сменить «пластинку». Но  это уже не радует – надоела за всю совместную жизнь. Даже неожиданное признание в любви  не радует. Обозленный попугай   желает ей издохнуть,  чтобы только не слышать её криков, её «крекеров».  И самочка, осознав это вдруг,  падает на пол, уронив бессильно голову на тонкой шейке. И  сколько не просит попугай  её откликнуться, она молчит и не  подаёт признаков жизни.

И от этого грустно до слёз. А не так  ли убивается  в наших  клетках-домах  любовь?

Окриками,  тычками,  злыми пожеланиями?  Так. И  вот уже  одинокий самец  выглядывает за прутья  клетки и окликает другую:  «Поллллииии»,  когда   погибшая  ещё лежит рядом. В четырехминутной миниатюре такой глубокий смысл.

Монологи  Летучего Мыша  и Утконоса  о мучительных поисках себя.  - Кто я?  Не  птица. Не   животное. Кто? Почему  все отвернулись? Почему никто не хочет со мной посидеть?   И  фраза в зал: «А вы что за зверь?»    

И эти мучительные поиски  себя – тоже  философская ипостась с людьми, испытывающими бесконечное одиночество. А  как они правдивы в переложение на сегодняшний день, когда, уткнувшись в гаджет,  мы не видим рядом самого родного своего человека.   А парочка леммингов, суетливо несущихся вперед. «Что там впереди? Обрыв? А под ним вода? А ты тоже не умеешь плавать?  Но всё равно бежим…Сцена, от котрой становится немножко страшновато. А куда МЫ бежим?

Мышеловка.   Губительно вкусный, фантастически притягательный сыр  в мышеловке.

Портреты родни, погибшей в мышеловке -   мыши - родители-мыши - деды и т.д.  Мышь, который все это знает,  понимает, но… запах бесплатного сыра   завораживает и не выпускает. «Я  только понюхаю,  только потрогаю, - борется он сам с собой, не в силах отойти от сыра.  Гаснет свет и грохот  захлопнувшейся мышеловки - финал.   У кого как, а у  меня ассоциации – алкоголь, наркотик и рядом  любопытный  наш  «Мышь» - современник, погибший  под  губительной наркотой или спиртом.

Но больше всего  поразили, конечно,  три Коровы в сцене «Ожидание». Режиссер   выбрала такую удачную   идею -  гламурные коровы  в какой-то очереди. Одна, одев наушники, бездумно пританцовывает,  вторая - на высоких  каблуках, с  глянцевым журналом в руках,  старательно красит губы, нарисовав их на пол-лица (привет «силиконовым» губошлёпам), и только третья коровьим своим умишком  понимает, что что-то не так.  «Куда очередь?  Чем это пахнет?  Где луга?  Почему очередь не движется?» – бесконечно пытает она продвинутых подруг. А те только отмахиваются, поглощенные собой,  жвачкой,  музыкой, макияжем. «Пахнет   страхом! Почему не пахнет лугами?» - ужасается третья!   И очередь двинулась на бойню. Темнота.  И если бы вместо музыки прозвучал  выстрел и мычание, было бы ещё больнее  и зримее: за своей жвачкой,  погоней за гламуром  и музыкой в ушах  мы и не заметим, что оказались на бойне. Всё, что было доброе и чистое – убито на гламуровской бойне.   Быть  может,  посыл «Пахнет страхом»  заставит кого-то снять наушники,  отбросить в сторону журнал и оглядеться: а где же луга?

«В детей врастаю»

В  общем,  показавшаяся  было шутливой форма подачи зверинца  вдруг  в философской совершенно манере показала все проблемы  нашего   человеческого «сегодня».  Но самое ценное то,  что сидевшая в зале молодежь  нередко прятала слезы, потому что всё,  о чём поведали зверушки,  вдруг оказалось  потаёнными чувствами, настолько своими, что вроде и плакать стыдно,  и сдержаться сил нет. Потому что сюрреалистическая фантазия на темы зоопарка, изначально казавшаяся комедией-фарс, комедией самоиронией   вдруг  становится трагедией.

Я, к сожалению, только    третий раз смотрю постановки Марины Саттаровой, и каждый раз поражаюсь тому, как из обычных детей  она делает настоящих артистов.  Жалею, что не смотрела её спектакли раньше. Завидую тем  вузам, куда поступят эти дети дальше - это будет украшение студенчества, поскольку им уже известно так много об умении перевоплощаться, об оценках, о паузах, о пластике. Дай Бог, чтобы шли по стезе, на которую им указала Марина Евгеньевна!    

Спектакль воспитанников М.Саттаровой «Адам и Ева» по рассказам Марка Твена вначале меня удивил  опять же минимализмом декораций. А потом неожиданностью трактовки, когда в образе нескольких Адамов и нескольких Ев  были показаны  многогранность, порой противоречивость  женской и мужской натуры, характерные черты  их.  Со страхом ожидала, как будет показан момент первородного греха- то самое яблоко в раю.  Но его показали настолько   трепетно и бережно, что зрители   ни минуты не сомневались -  это любовь.  А с какой простотой  были показаны плоды любви - дети. Отцы просто качали на руках перекинутые через плечо  декоративные белые  шарфы,   но с такой нежностью всматривались в лица предполагаемых на руках младенцев, что никто в зале не сомневался - там малыши.

«Адама и Еву» поставили дети из образцового  театра-студии «Белая ворона»,  тоже воспитанники Марины Евгеньевны после «Адама и Евы» ушли  готовиться в ГОСам, они учащиеся 11го класса.

«Конечно,  в детей буквально врастаешь, - признаётся Марина Евгеньевна. -  Это пять лет совместных встреч, слез, радостей, взлётов и падений. И  как итог:  когда аплодируют стоя, и хочется самой плакать от того, что всё получилось.   Кстати,  хочется плакать,  когда уходят старшие, самые подготовленные. Но некогда. Сейчас у нас: младшая студия «ДЕБЮТ» -  дети 8 лет, Подготовительный класс - дети 9—10 лет. Они пойдут в 1 класс. В процессе  учебы сейчас 2,3,4,5 классы. В программе 9-11 предметов. В старшей студии  дети  могут быть  от 13 и старше. Их в этой студии сейчас 4 человека. Остальные готовятся к ЕГЭ».

К слову сказать,  «Адам и Ева» получили Гран-При  на краевом смотре театральных коллективов «Театральная рампа», и снова  мне становится жаль, что так ничтожно узок был круг зрителей.

Самое главное - такой  титанический труд  вырастания маленького творческого зернышка в юное красивое деревце так мало видим для зрителя. А  ведь это не  спектакли, а целое событие. При подготовке своего отзыва погуглила  в интернете, как эта пьеса ставится на чужих подмостках. И пришла к выводу, что у наших было ярче, артистичнее и понятнее.

…И даже строитель!

За плечами  Марины Евгеньевны  - краевое  училище культуры, театральное отделение,   а позже,  в 1988 году  она окончила  ВСГИК  Улан-Удэ по специальности «Руководитель самодеятельного театрального коллектива». В 2005 году окончила Современную гуманитарную Академию по специальности «Юриспруденция».  

«Я занималась очень разными вещами: массовыми праздниками, образовательной деятельностью, профессиональным театром, газетой и даже капитальным строительством, - улыбается моя собеседница. - Но все  это вот уже 37 лет сопровождается работой с детским театром. Это единственное, от чего  не получилось уйти. Точнее, обстоятельства складывались так, что приходилось от этого отказываться, но судьба неизбежно приводила меня в этот сложный, непредсказуемый, гипнотический мир. Значит, так тому и быть. Значит, именно здесь моё место».  

Это полностью  подтверждают слова её коллеги режиссёра Г. Жуковой:  «Она была самая яркая у нас  в училище. …Грива пшеничных волос ниже пояса, очень статная, красивая, одаренная  актёрски и режиссерски. Была погружена в театр, точно знала, что пришла научиться профессии. Я  и сейчас с нею периодически общаюсь. Нравится, что она  рада разделить свои знания и опыт  с другими коллегами и с молодежью.  Режиссерская работа  стала смыслом её жизни. Случайные люди в этой профессии не задерживаются». 

Кстати, помимо работы в ДШИ Марина Евгеньевна преподаёт «Сценическую речь» в училище культуры на актёрском факультете. Остаётся только гадать, бывает ли она дома при таком графике и ритме жизни?

     В ноябре 2017 года театр «Белая ворона», представляющий читинскую школу искусств № 7 под управлением Марины Саттаровой, стал обладателем главного приза Всероссийского  детского поэтическо-театрального фестиваля «Табуретка» в номинации «За удачное погружение вглубь веков».

Поездка  была  под вопросом: не было финансов. Но помогли спонсоры и родители. Теперь у театра есть награда – главный приз фестиваля, которым гордятся  и дети, и их родители. А  Марина Евгеньевна уже  ищет новые пьесы. Почивать на лаврах – не её  стиль, и  пожалуй, если бы финансы  позволяли, каждый  её спектакль  с детьми  приносил  награды: настолько  необычны  постановки,  трактовки произведений. Лаконизм декораций  полностью  оправдывается ювелирно точной игрой подростков, и целым калейдоскопом их чувств, живых, не наигранных.

 …О  чем хочу еще  сказать в  завершение: не пропустите такое событие, если оно вдруг будет – театр-студия Марины Саттаровой «Белая ворона». Или любой спектакль её воспитанников из театрального отделения ДШИ №7!



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Арина Козлова[vkontakte]
    |
    23:31
    04.04.2019
    0
    +
    -
    Я безумно горжусь, что я воспитаница именно этого театра-студии. Это не просто хобби, это для нас всех дом в который всегда будет желание возвращаться. Марина Евгеньевна, не найти таких слов чтобы описать нашу благодарность вам за наше воспитание.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Как изменится срок выплат пенсий?
  2. Почему студенты получают разную стипендию?
  3. Почему капельницы пришлось оплачивать?
Самое интересное в регионах
Роскачество