Каждый раз, читая в афишах о приезде разносортных «звёзд», немножко грущу. Почему-то мы не привыкли ценить то, что находится рядом. Бежим и платим 4 тысячи за шумосветовую фонограмму под названием «шоу». Это как в огороде: ходишь по траве «мокрица», топчешься, вырываешь ее с корнями безжалостно. А потом - хвать книжку про лекарственные растения. А она, оказывается, кладезь. А в аптеке сплошная синтетика. Да к тому порой фальсификат.
Но я расскажу о другом уровне культуры. О настоящем.
Влюблены в творчество
Спустя пять лет обучения по дополнительной предпрофессиональной программе «Искусство театра» в ДШИ (бывших «Орешках») давался спектакль по пьесе Дона Нигро, перевод Виктора Вебера, «Зверюшкины истории». Это итоговый выпускной спектакль, который в училище бы назвали дипломным - как государственный экзамен. Ученикам будет вручён после сдачи всех экзаменов свидетельство государственного образца.
Почему я говорю «давался спектакль»? Потому что всё было по-серьёзному: очередь в гардероб, опаздывающие слегка родители, и попытки рассадить всех зрителей на стулья, скамейки, и даже на колени. Были заботливо припрятанные букеты зрителей, которые пришли не в первый раз. Была растерянность режиссера (она же преподаватель и руководитель курса, она же критик, она же «мама» для каждого юного актёра - Марины Саттаровой. Потому-что на такое количество зрителей в репетиционном зале просто не рассчитывали. Были студенты - актёры из Забайкальского краевого училища культуры и просто те, кто влюблён в творчество режиссера Марины Саттаровой.
Лаконичные декорации: кубы, мешковина по стенам и одинокий держатель для таблицы, которая меняется от сцены к сцене: «Летучий Мышь», «Суслик», «Попугаи», «Леминги», «Коровы». Наконец-то все расселись и появляется суетливая техничка со шваброй - рассказывает нам, что мы в зоопарке.
А вот и первая сцена: Индюшки. Сразу оговорюсь - никаких костюмов. Стандартные дрессы и чешки, только на голове яркие банты – Индюшки ведь. Три героини. Как признаётся одна из них, смысл жизни только в свежих, сочных, божественных кукурузных початках! И другая вторит ей: «Дааа». И разговор, и суета только по этому поводу. Именно в этом и есть смысл. Но к счастью, есть и та, которая не похожа на всех: индюшка, которая мечтает научиться играть на саксофоне, чем вызывает смех у остальных.
И промелькнула крамольная мысль: всё, как у людей. Одним только бы «свежие початки» – жить живота ради. Но есть и те, у кого смысл жизни - научится играть.
В четырёх минутах – глубинный смысл
А вот вроде бы изначально уморительный сюжет: скандал в семье попугаев. Надоевшая главе семьи самочка со своими «крекерами», с повторением заученных фраз. Правда, под окриками может сменить «пластинку». Но это уже не радует – надоела за всю совместную жизнь. Даже неожиданное признание в любви не радует. Обозленный попугай желает ей издохнуть, чтобы только не слышать её криков, её «крекеров». И самочка, осознав это вдруг, падает на пол, уронив бессильно голову на тонкой шейке. И сколько не просит попугай её откликнуться, она молчит и не подаёт признаков жизни.
И от этого грустно до слёз. А не так ли убивается в наших клетках-домах любовь?
Окриками, тычками, злыми пожеланиями? Так. И вот уже одинокий самец выглядывает за прутья клетки и окликает другую: «Поллллииии», когда погибшая ещё лежит рядом. В четырехминутной миниатюре такой глубокий смысл.
Монологи Летучего Мыша и Утконоса о мучительных поисках себя. - Кто я? Не птица. Не животное. Кто? Почему все отвернулись? Почему никто не хочет со мной посидеть? И фраза в зал: «А вы что за зверь?»
И эти мучительные поиски себя – тоже философская ипостась с людьми, испытывающими бесконечное одиночество. А как они правдивы в переложение на сегодняшний день, когда, уткнувшись в гаджет, мы не видим рядом самого родного своего человека. А парочка леммингов, суетливо несущихся вперед. «Что там впереди? Обрыв? А под ним вода? А ты тоже не умеешь плавать? Но всё равно бежим…Сцена, от котрой становится немножко страшновато. А куда МЫ бежим?
Мышеловка. Губительно вкусный, фантастически притягательный сыр в мышеловке.
Портреты родни, погибшей в мышеловке - мыши - родители-мыши - деды и т.д. Мышь, который все это знает, понимает, но… запах бесплатного сыра завораживает и не выпускает. «Я только понюхаю, только потрогаю, - борется он сам с собой, не в силах отойти от сыра. Гаснет свет и грохот захлопнувшейся мышеловки - финал. У кого как, а у меня ассоциации – алкоголь, наркотик и рядом любопытный наш «Мышь» - современник, погибший под губительной наркотой или спиртом.
Но больше всего поразили, конечно, три Коровы в сцене «Ожидание». Режиссер выбрала такую удачную идею - гламурные коровы в какой-то очереди. Одна, одев наушники, бездумно пританцовывает, вторая - на высоких каблуках, с глянцевым журналом в руках, старательно красит губы, нарисовав их на пол-лица (привет «силиконовым» губошлёпам), и только третья коровьим своим умишком понимает, что что-то не так. «Куда очередь? Чем это пахнет? Где луга? Почему очередь не движется?» – бесконечно пытает она продвинутых подруг. А те только отмахиваются, поглощенные собой, жвачкой, музыкой, макияжем. «Пахнет страхом! Почему не пахнет лугами?» - ужасается третья! И очередь двинулась на бойню. Темнота. И если бы вместо музыки прозвучал выстрел и мычание, было бы ещё больнее и зримее: за своей жвачкой, погоней за гламуром и музыкой в ушах мы и не заметим, что оказались на бойне. Всё, что было доброе и чистое – убито на гламуровской бойне. Быть может, посыл «Пахнет страхом» заставит кого-то снять наушники, отбросить в сторону журнал и оглядеться: а где же луга?
«В детей врастаю»
В общем, показавшаяся было шутливой форма подачи зверинца вдруг в философской совершенно манере показала все проблемы нашего человеческого «сегодня». Но самое ценное то, что сидевшая в зале молодежь нередко прятала слезы, потому что всё, о чём поведали зверушки, вдруг оказалось потаёнными чувствами, настолько своими, что вроде и плакать стыдно, и сдержаться сил нет. Потому что сюрреалистическая фантазия на темы зоопарка, изначально казавшаяся комедией-фарс, комедией самоиронией вдруг становится трагедией.
Я, к сожалению, только третий раз смотрю постановки Марины Саттаровой, и каждый раз поражаюсь тому, как из обычных детей она делает настоящих артистов. Жалею, что не смотрела её спектакли раньше. Завидую тем вузам, куда поступят эти дети дальше - это будет украшение студенчества, поскольку им уже известно так много об умении перевоплощаться, об оценках, о паузах, о пластике. Дай Бог, чтобы шли по стезе, на которую им указала Марина Евгеньевна!
Спектакль воспитанников М.Саттаровой «Адам и Ева» по рассказам Марка Твена вначале меня удивил опять же минимализмом декораций. А потом неожиданностью трактовки, когда в образе нескольких Адамов и нескольких Ев были показаны многогранность, порой противоречивость женской и мужской натуры, характерные черты их. Со страхом ожидала, как будет показан момент первородного греха- то самое яблоко в раю. Но его показали настолько трепетно и бережно, что зрители ни минуты не сомневались - это любовь. А с какой простотой были показаны плоды любви - дети. Отцы просто качали на руках перекинутые через плечо декоративные белые шарфы, но с такой нежностью всматривались в лица предполагаемых на руках младенцев, что никто в зале не сомневался - там малыши.
«Адама и Еву» поставили дети из образцового театра-студии «Белая ворона», тоже воспитанники Марины Евгеньевны после «Адама и Евы» ушли готовиться в ГОСам, они учащиеся 11го класса.
«Конечно, в детей буквально врастаешь, - признаётся Марина Евгеньевна. - Это пять лет совместных встреч, слез, радостей, взлётов и падений. И как итог: когда аплодируют стоя, и хочется самой плакать от того, что всё получилось. Кстати, хочется плакать, когда уходят старшие, самые подготовленные. Но некогда. Сейчас у нас: младшая студия «ДЕБЮТ» - дети 8 лет, Подготовительный класс - дети 9—10 лет. Они пойдут в 1 класс. В процессе учебы сейчас 2,3,4,5 классы. В программе 9-11 предметов. В старшей студии дети могут быть от 13 и старше. Их в этой студии сейчас 4 человека. Остальные готовятся к ЕГЭ».
К слову сказать, «Адам и Ева» получили Гран-При на краевом смотре театральных коллективов «Театральная рампа», и снова мне становится жаль, что так ничтожно узок был круг зрителей.
Самое главное - такой титанический труд вырастания маленького творческого зернышка в юное красивое деревце так мало видим для зрителя. А ведь это не спектакли, а целое событие. При подготовке своего отзыва погуглила в интернете, как эта пьеса ставится на чужих подмостках. И пришла к выводу, что у наших было ярче, артистичнее и понятнее.
…И даже строитель!
За плечами Марины Евгеньевны - краевое училище культуры, театральное отделение, а позже, в 1988 году она окончила ВСГИК Улан-Удэ по специальности «Руководитель самодеятельного театрального коллектива». В 2005 году окончила Современную гуманитарную Академию по специальности «Юриспруденция».
«Я занималась очень разными вещами: массовыми праздниками, образовательной деятельностью, профессиональным театром, газетой и даже капитальным строительством, - улыбается моя собеседница. - Но все это вот уже 37 лет сопровождается работой с детским театром. Это единственное, от чего не получилось уйти. Точнее, обстоятельства складывались так, что приходилось от этого отказываться, но судьба неизбежно приводила меня в этот сложный, непредсказуемый, гипнотический мир. Значит, так тому и быть. Значит, именно здесь моё место».
Это полностью подтверждают слова её коллеги режиссёра Г. Жуковой: «Она была самая яркая у нас в училище. …Грива пшеничных волос ниже пояса, очень статная, красивая, одаренная актёрски и режиссерски. Была погружена в театр, точно знала, что пришла научиться профессии. Я и сейчас с нею периодически общаюсь. Нравится, что она рада разделить свои знания и опыт с другими коллегами и с молодежью. Режиссерская работа стала смыслом её жизни. Случайные люди в этой профессии не задерживаются».
Кстати, помимо работы в ДШИ Марина Евгеньевна преподаёт «Сценическую речь» в училище культуры на актёрском факультете. Остаётся только гадать, бывает ли она дома при таком графике и ритме жизни?
В ноябре 2017 года театр «Белая ворона», представляющий читинскую школу искусств № 7 под управлением Марины Саттаровой, стал обладателем главного приза Всероссийского детского поэтическо-театрального фестиваля «Табуретка» в номинации «За удачное погружение вглубь веков».
Поездка была под вопросом: не было финансов. Но помогли спонсоры и родители. Теперь у театра есть награда – главный приз фестиваля, которым гордятся и дети, и их родители. А Марина Евгеньевна уже ищет новые пьесы. Почивать на лаврах – не её стиль, и пожалуй, если бы финансы позволяли, каждый её спектакль с детьми приносил награды: настолько необычны постановки, трактовки произведений. Лаконизм декораций полностью оправдывается ювелирно точной игрой подростков, и целым калейдоскопом их чувств, живых, не наигранных.
…О чем хочу еще сказать в завершение: не пропустите такое событие, если оно вдруг будет – театр-студия Марины Саттаровой «Белая ворона». Или любой спектакль её воспитанников из театрального отделения ДШИ №7!