Примерное время чтения: 10 минут
263

Дорога раздора. Как Байкал может пострадать от добычи угля в Забайкалье

Больше года не утихает шумиха вокруг компании «Разрезуголь» и их деятельности в Красночикойском районе Забайкалья. Мы разбирались, почему дорогу, по которой будут ездить большегрузы, проведут по полям Черемховского, и как это может повлиять на сельское хозяйство, добычу ореха и экологию главного озера нашей страны — Байкала.  

Место рождения раздора

Основная причина разногласий — дорога, которую планируют провести для перевозки угля. Как рассказал местный депутат Александр Соснов, все дело в том, что при строительстве маршрута под угрозу попадают два месторождения минеральных вод — Ямаровское и Бабровское.

Место, где будет проходить дорога
Место, где будет проходить дорога Фото: ООО "Разрезуголь"

С его слов, до Ямаровского источника расстояние от дороги составляет 1695 метров, что не соответствует ранее заявленному проекту оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), а до Бабровского останется вовсе 190 метров. К слову, оба этих месторождения являются федеральной собственностью.

Соснов уточнил, что необходимое для оценки последствий грядущего строительства обследование территории не проводилось. Подрядчики, которые готовили проект дороги, даже не выезжали на место.

«Все нарушения выявлены, и этим занимаются надзорные органы, природоохранная и генеральная прокуратуры», — сказал Соснов.

В официальном ответе «Разрезугля» на запрос «АиФ-Забайкалье» говорится, что спроектированная ими дорога не затрагивает территорию заповедника в Красном Чикое, и всё это подтверждается документами, а сама дорога проектировалась с учётом соблюдения требований, и она не проходит по территории населённых пунктов или особо охраняемых природных территорий. Проект, по их словам, прошел все необходимые экспертизы. 

Под угрозой Байкал? 

«Если дорогу всё же построят, то пастбищ там уже сохранить не удастся. Тогда появится ещё одна проблема, ведь в Красном Чикое более 500 голов крупного рогатого скота и 300 голов лошадей. Что будет с ними — неизвестно», — отметил депутат.

Озеро Байкал
Озеро Байкал Фото: АиФ/ Анна Попова

По его словам, помимо угрозы сельскому хозяйству, появляется вероятность негативного воздействия для 32 водных объекта. Выбросы, которые прописаны в материалах о воздействии на окружающую среду, будут оседать в Красном Чикое, поскольку район расположен в ущелье, и ветер ничего никуда не унесёт. 

Также депутат прямо указал на возможный вред Байкалу, ставшему таким популярным в эпоху развития внутреннего туризма. Соснов уточнил, что дорога пойдёт по склонам рек, и вся возможная угольная пыль будет смываться в реку Чикой, которая является притоком Байкала. 

«Вредное воздействие будет оказано не только на Байкал, но и на всю экосистему Забайкалья. Например, река Хилок — это тоже байкальский бассейн, со стороны Хилка будут затронуты 34 водных объекта, а в общей сложности 74 объекта двух районов попадут под негативное воздействие проекта», — объяснил собеседник издания. 

В «Разрезугле» на этот счет заверили, что предприятие компенсирует причинённый ущерб. С их слов, в 2020 году в бассейн реки Селенги выпустили 2,2 тысячи молоди осетра, а в 2021 году – около 13 тысяч молоди хариуса. 

«В этом году планируется выпустить ещё около 13 тысяч мальков хариуса. В части лесовосстановления в 2020 году высажено 44 тысячи саженцев сосны, а в 2021 году — 115 тысяч», — сообщил сотрудник компании.

Краснокнижным растениям на дороге не место 

Красночикойский район 15 июня посетила научная экспедиция из Байкальского института природопользования СО РАН в Бурятии. Команда состояла из специалиста по исторической географии Эдуарда Батоцыренова, дендрохронолога Сергея Андреева и геоботаника Дениса Санданова.

«Мы прошлись не только по территории курорта, но и съездили вверх по Ямаровскому тракту вдоль метеостанции, и ходили непосредственно по южной границе, где планируют построить дорогу. Там мы нашли несколько видов краснокнижных растений: Башмачок Капельный, Башмачок Настоящий», — рассказал Эдуард Батоцыренов.

Вопреки заявлениям «Разрезуголя» ученый подчеркнул, что своими глазами видел на той территории серых журавлей и краснокнижные растения. Свои утверждения Батоцыренов подкрепил фотографиями, видеозаписями и отметками на карте.

Учёные также поддержали мнение местного депутата о том, что деятельность компании может привести к загрязнению рек и, главное, Байкала. 

«Даже если они будут поливать территорию, чтобы уменьшить количество пыли, то мы же с вами всё прекрасно понимаем. Вот вчера, к примеру, я ехал по дороге, она ремонтируется, но не поливается, сказали, что в этот день поливочной машины не было. А про зиму они вообще не пишут. Зимой, конечно, никто, вероятнее всего, поливать не будет», — высказал предположения учёный.

Возможен ли компромисс?

Вместе с тем, местные жители совсем не против угледобывающей компании. Но людей не устраивает рискованное строительство транспортной артерии. Они утверждают, что если дорога пройдёт по проектированному маршруту, то будут затронуты 12 населённых пунктов: шесть из них в Черемховском поселении и ещё столько же в Хилокском районе. Для строительства дороги придётся вырубить леса. 

Село Черемхово
Село Черемхово Фото: Фото предоставил депутат Красночикойского района Александр Соснов

Население предложило построить дорогу на другой стороне реки Чикой. Ранее и сама компания-недропользователь проектировала её там, однако позже был разработан новый план. Если компания вернется к первоначальным намерениям, то дорога станет длиннее на 3-5 км.

У «Разрезуголя» на этот счет мнение однозначное. По их информации, построить дорогу там просто невозможно, потому что предложенный альтернативный вариант не соответствует техническим нормам и требованиям безопасности, ведь ось дороги должна быть максимально прямой, без крутых поворотов и уклонов. К тому же на той стороне много болот и ручьев, а если их осушить – будет нарушен водный баланс. 

Но и с этим заявлением предприятия Александр Соснов не согласен. Он уверен, что на этой территории находятся земли лесного фонда, пройденные санитарными рубками, и построить дорогу именно там технически вполне возможно.

«Для них самый лёгкий, быстрый и дешёвый путь построить дорогу через населённые пункты. Два района и около 23 сёл попадают под воздействие этого проекта, а пять сёл вообще пойдут под снос, под расселение. Огромный объём леса будет уничтожен. Это повлияет и на орехопромысловую отрасль, потому что будет вырубаться кедровый лес», — сказал Соснов. 

Компания помогает чикоянам

Так или иначе, деятельность компании находится «Разрезуголь» находится под контролем надзорных ведомств. На местах их работы ежеквартально производят замеры воздуха. Превышений предельно допустимой концентрации веществ не выявляется.

Кроме того, предприятие оказывает помощь соцобъектам Красночикойского района.
Есть и ещё один аргумент, про который говорят сторонники развития предприятия – с месторождения регулярно поставляется уголь по льготным ценам на котельные района, что помогает обеспечивать теплом и горячей водой детские сады, школы, больницы, дома культуры. 

Мост через реку Чикой, который отремонтировала компания
Мост через реку Чикой, который отремонтировала компания Фото: ООО "Разрезуголь"

Но дорога раздора, хоть и на бумаге, но все же есть. Отказываться от планов по ее строительству никто не намерен, по крайней мере пока. Остается предполагать, кто в итоге победит – местные жители с поддержкой ученых или большое предприятие с иностранным участием.

Самое печальное, что во всей это неразберихе крайними могут оказаться и без того немногочисленные краснокнижные животные и растения. Экосистема Байкала – одной из главных природных достопримечательностей России – тоже может получить перманентный удар.

И о рисках самого плохого сценария говорят уже даже учёные, которые побывали на месте и своими собственными глазами увидели, как, где и с помощью каких технологий работает компания. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах