Сейчас, спустя десять лет, можно говорить о том, как сказалось объединение на социально-экономическом положении нашего региона.
Политика выравнивания
В начале 2000 годов одним из направлений реформирования государственного устройства России стало укрупнение регионов. Оно было направлено на сокращение количества субъектов и укрепление вертикали власти. Ликвидация нашего, так называемого сложносоставного региона, стало пятым по счёту в России. И, кстати, заключительным.
Образование нового субъекта РФ основывалось на нескольких факторах. Главным аргументом в пользу объединения объявлялось ускорение экономического развития в слаборазвитых округах за счет поглощения более сильным субъектом федерации. В агитационных материалах к референдуму по объединению Читинской области и АБАО было сформировано 12 тезисов. Среди них: «Укрупнение – это путь к ускорению социально-экономического развития региона», «Был ли смысл в размежевании? В 1992 году нас разделили и не спрашивали – хотим мы этого или нет», «Единое экономическое пространство».
Референдум состоялся 11 марта 2007 года. В Агинском Бурятском автономном округе за объединение высказались 94 % избирателей, Читинской области - 90,29 %.
- Так решило государство. Федеральными властями была поставлена задача, и мыеё успешно выполнили, - комментирует первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин. - Пользуясь случаем, поздравляю забайкальцев с Днём рождения Забайкальского края! Сожалею о том, что процесс реорганизации нашей страны остановился. Административное переустройство России назрело давно.
Факты говорят за себя
Позднее социологам жители нашего региона признаются: во время референдума был использован административный ресурс, отмечалось давление со стороны руководства. Особенно сожалели о том, что отдали голоса «за» объединение жители Агинского округа. И это не удивительно: до объединения округ превосходил все прибайкальские регионы по инвестициям и жилищному строительству, единственным из всех регионов Сибири вошел в число низкодотационных. Объемы помощи федерального центра составляли в АБАО всего лишь 6,43 процента, у Читинской области - доля федеральной помощи достигла 45%.
Сейчас проследить эффективность объединительного процесса затруднительно - Агинский округ стал муниципальным районом, нет показателей в статистике Минфина и Росстата. Но факты говорят сами за себя: отток населения увеличился, особый статус АБАО так и не получен.
- Процессы укрупнения субъектов и разукрупнения двух субъектов РФ в нашей стране уже наблюдались, этим не удивишь, - отмечает политолог Дмитрий Крылов. – Сейчас прослеживается другая идея: возвращение к исходной матрице, которая была до 1917 года. Возможно объединение трёх регионов. Например, Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. И как ещё одна альтернатива – внешнее управление территориями.