Какие книжки читают в глубинке? О чем пишут забайкальские мастера слова? Итоги литературного праздника и разговор о проблемах забайкальских писателей - в интервью с Олегом Петровым, председателем Забайкальской краевой общественной писательской организации.
«Что задумали - получилось»
- Хорошие впечатления остались после «Забайкальской осени»?
- Хорошие. Я бы даже сказал так: многое удалось, и то, что мы запланировали - получилось.
- В этом году, впервые после долгого перерыва, состоялся литературный десант в отдаленные района края. Расскажите, где вы побывали и был ли там к вам интерес?
- На селе легче об этом говорить. В городе больше развлечений, все сидят в социальных сетях Интернета. Самой сложной оказалась поездка по юго-востоку Забайкалья. За четыре дня мы проехали пять районов. Интерес был поражающий. Везде говорили одно: как хорошо, что вы приехали, мы 20 лет не видели литературных десантов. Готовились в районах капитально. Не просто аудиторию собирали, а приглашали местных авторов-литераторов, устраивали выставки творческих достижений, показывали концерты - вот это был уже настоящий праздник!
- О чем пишут авторы в сельской глубинке?
- То, что волнует всех - родной край, экология, люди, которые у нас живут и работают, о любви, о дружбе. Отмечу, что было много лирики, даже больше, чем надо.
Обычно на литературных встречах такие стихи звучат мало и скованно. А тут, я думаю, люди почувствовали настоящий, открытый, доверительный тон разговора, и поэтому была такая своего рода раскованность. Аудитория слушателей была самая разная - от маленьких ребятишек до пенсионеров, были учителя, сельские рабочие. Нам дарили свои сборники, читали собственные стихи. В среднем, встречи проходили по 2,5 - 3 часа. Это много. Потом все хотят ещё фотографироваться, задать какие-то личные вопросы.
Выживайте, как хотите
- Молодежь увлекается поэзией? Вы кого-нибудь взяли себе, что называется, на заметку?
- Есть в Газимурском районе молодой автор Александра Сереброва, она пишет стихи и одновременно, как это выяснилось позже, пишет картины. Во время выступления самодеятельных авторов она тоже прочитала свои сочинения. Скажу, что подобного мы много слышали, но вот «Волчица» меня зацепила, это стихотворение, что называется, с образом. Понимаете, можно много писать типа «вот мой край родной», или «березка ветвистая», или «я люблю тебя, Забайкалье» - а там нарисован именно образ.
В декабре выйдет заключительный в этом году четвертый номер литературного журнала «Слово Забайкалья». Как раз он будет состоять из произведений участников фестиваля «Забайкальская осень».
- «Забайкальская осень» - это ещё и серьезный разговор. Состоялись всевозможные презентации, «круглые столы», о чем говорили забайкальские писатели, какие проблемы поднимали?
- Если в общем посмотреть, то сегодня ни отделы культуры в районах, ни сами библиотеки не обладают даже самыми минимальными возможностями для обновления библиотечного фонда. Поэтому они очень радуются книжным новинкам. Мы ездили не с пустыми руками. Наша «Газель» была полностью забита художественной литературой, подборками популярных журналов. В этом нам помогли многие - различные организации, политические партии, просто неравнодушные читинцы. Вопрос плохого финансирования библиотек поднимается давно. В начале года я участвовал в расширенной коллегии краевого Министерства культуры, там были представители органов государственной власти, курирующие социальный блок. На вопросы работников культуры, которые съехались со всего края, о финансировании отрасли ответ был один - развивайте количество платных услуг на местах. Наступила пауза. Трудно представить, какие платные услуги можно развить в отдаленном селе, к примеру, Нер-Заводского района, где люди на копейки выживают, в основном за счёт личного подворья. Вряд ли сельчане пойдут в библиотеку за какими-то платными услугами. Библиотека в таких селах - порой единственный очаг культуры.
- А были предложения чиновников? Какие это могут быть платные услуги?
- По сути, звучало одно - выживайте сами, как хотите. А знаете, при всем этом, люди-то в сельские библиотеки ходят. Я по старой привычке посмотрел формуляры. Процент читателей довольно большой.
По формулярам читают всё: и женские романы, и детективы, и классику - селяне интересуются литературой. Там очень хотят получать новинки, современную литературу. Интернет в селах, конечно, есть. Но скорость такая низкая, что компьютер может грузиться полдня. В таких условиях что-то скачать просто невозможно. Даже в школах Интернет практически не используется. Компьютеры в основном замкнуты на внутришкольную локальную сеть.
Сюжет «подсказала» жизнь
- Олег Георгиевич, а над чем вы сейчас работаете?
- Если честно, то сейчас все мысли заняты очередным выпуском журнала «Слово Забайкалья». Вся редакция - вот она перед вами в одном лице. И вопросом - где брать деньги на выпуск журнала - вот это проблема из проблем.
Говорят, что рассказывать о своих планах - смешить Бога. И тем не менее. Есть одна задумка, и она частично исполняется. Но текст ещё шлифовать и шлифовать. О чем речь? Я одно время работал в школе в селе Танга. Знаете, это очень интересно - работать городскому человеку в сельской школе. Это был 1978 год. В моей практике было много всевозможных забавных случаев. Я решил написать о жизни сельского учителя. Это будут короткие эпизоды, связанные общими персонажами. Герои будут настоящие, живые люди. Хочется написать смешные истории, которые заставят читателя задуматься о серьёзных вещах. Мы же не можем сказать, что Ильф и Петров писали только для развлечения. «Золотой теленок» - глубокий социальный роман. Моя задача - показать через работу этого учителя, через смешные моменты, к примеру, насколько у нас упала грамотность. Одни только «перлы» из школьных сочинений чего стоят!
И ещё задумка - я мечтаю написать большой роман, и его канва уже выстроилась в моей голове. В нем будет несколько линий. Одна - историческая, другая - детективная, будет линия на злобу дня, типа публицистической. Вот есть такое понятие как альтернативная история. Что было бы, если бы...А теперь вот ещё стало модно давать разные оценки истории. Меня привлекала личность Николая II.
И что было бы в 1917 году, если бы он не отрекся от престола. Это переломный период в России, после которого наступила новая жизнь. Ведь историки до сих пор не пришли к единому мнению - подписал он акт об отречении или не подписал.
- Чем закончится роман?
- Это самый трудный для меня вопрос. Я сам не знаю. Приходится иногда и совсем не «хэппи-энд» делать. Потому что в жизни так не всегда бывает. А натягивать, как в современных сериалах, я не хочу. Я сторонник объективного подхода - я не за белых, красных или зеленых. Правда - это же не то, что надо, а то, что истина.