9 марта около 14:50 размеренный день жителей посёлка Антпиха, что на окраине Читы, резко прервался оглушительным звуком. В квартире на пятом этаже дома на улице Боровая, 6 взорвался бытовой газ.
Корреспонденту chita.aif.ru удалось пообщаться с жильцами этого дома и очевидцами ЧП и узнать, как они пережили день взрыва и ночь после него.
«Я лежу на кровати и встать не могу»
Квартира Сергея Леонидовича расположена в четвёртом подъезде дома на Боровой, 6. Его жильё не пострадало, чего нельзя сказать о нервах его родных. В момент взрыва самого мужчины не было дома – только его жена, болеющая эпилепсией.
«Хлопнуло, говорят, сильно. Я был на даче, а дома – жена. Она позвонила и рассказала мне, что дом взорвался, стены шатаются. Мне не сразу удалось ей дозвониться снова. Она эпилептик – у неё случился приступ», – делится Сергей Леонидович. Он вспоминает свой тревожный диалог с супругой.
Говорю ей: Ты цела?
Отвечает: Цела.
– Квартира? Окна на месте?
– На месте. Это не у нас. Это первый подъезд взорвался!
– Ты в каком состоянии?
– Я пока лежу на кровати и встать не могу.
– Всё, еду!
«А ехать надо было с района Каштака – я целых полтора часа добирался. Приехал, а она уже на улице. Сын с учёбы вернулся как раз. Жена мне рассказала, что по громкой связи объявили, чтоб люди забирали документы, одевались и выходили на улицу. И вот они стояли во дворе. Даже не нашего, а соседнего – 10-го дома», – добавил мужчина.
Он рассказал, что до этого в их газифицированном доме 2 года не было газа.
«Тогда газ отключали из-за мутной истории с управляющей компанией. То ли ЖЭУ недоплачивало Облгазу, то ли газ компания поставляла плохой, который быстро кончается. В ЖЭУ говорили, что газ привозят, а его хватает буквально на неделю. Тогда подачу и остановили», – рассказывает Сергей Леонидович.
Как он говорит, газ в дом на Боровой, 6 вернули после смены управляющей компании. Когда его подключили, приходили специалисты и проводили обследование оборудования в квартирах.
«С новой управляющей компанией стало лучше, чище. Перед подключением газа нас попросили предоставить документы нужные, сделать поверку газовых счётчиков. Потом к нам приходили и проверяли состояние всего оборудования. 4 марта у нас была бригада и осматривала трубы, вентили, что-то откручивали, прокладки вставляли», – добавил Сергей Леонидович.
Газ в доме дали 8 марта. Специалисты обследовали квартиры, проверили работу газовой системы – в том числе, включали конфорки на плите. В этот же день жители дома уже смогли воспользоваться газом. Как ЧП 9 марта может быть связано со всеми этими работами, о которых рассказал мужчина, власти пока официально не комментируют, отмечая лишь, что произошла «абсолютно не станадартная ситуация».
С Сергеем Леонидовичем мы встретились у пострадавшего от взрыва дома днём 10 марта. Мужчина рассказал, что ночь провёл в пункте временного размещения (ПВР), он попросился туда сам – в 20:00, через несколько часов после взрыва, уже был на месте. Его жена и сын уехали к дочери.
Если правоохрнители не разрешат ему вернуться домой, то он снова пойдёт в школу №14, где расположен ПВР. Вечером 10 марта стало известно, что жильцов пострадавшего дома пустили в уцелевшие квартиры, но пока только для того, чтобы они могли забрать документы и необходимые им вещи.
«Слава Богу, все живы!»
Наталью и её мужа взрыв газа застал дома – они живут через здание в квартире на первом этаже. В это время они обычно ходят гулять и уже почти оделись.
«Взрыв был сильный. Муж сначала подумал, что это в Песчанке (соседний посёлок, где расположена воинская часть – Прим.ред.), но там уже давно не стреляют. Я сидела в кресле, а его чуть не подкинуло. Потом, когда мы вышли гулять, знакомый рассказал, что дом взорвался», – поделилась Наталья.
Женщина и её супруг видели, как уносили пострадавших, наблюдали, как спасатели разбирают завалы.
«Страшно! Слава Богу, что все живы!», – говорит читинка.
Ещё один читинец, с которым нам удалось побеседовать, живёт в пострадавшем доме напротив тех квартир, которые разрушились от взрыва. Его самого не было дома в момент происшествия, а вот жена и ребёнок слышали и хлопок, и звук от того, как упали панельные плиты.
«Входная дверь аж улетела в туалет. Жену и ребёнка спускали спасатели сверху», – рассказал мужчина. Утром 10 марта он приехал на место происшествия, чтобы следить за тем, как спасатели разбирают завалы.
Женщина, которая живёт в доме напротив, о случившемся узнала от соседки. Домой её пустили не сразу.
«Я приехала примерно в 6 часов вечера. Всё оцеплено, пропустили к дому только после того, как удостоверились, что я действительно тут живу. Думала, что увижу разрушения как после бомбёжки. Слава Богу, что никто до смерти не пострадал», – сказала читинка.
Пенсионерка Валентина Ивановна сначала подумала, что взрыв произошёл в соседней квартире, а ведь она живёт в доме напротив на четвёртом этаже.
«Был взрыв невозможный, оглушительный. Я подумала, что у соседей что-то взорвалось – пошла к ним. Потом увидела разбитые окна в подъезде. Соседи мне и показали эту беду. Я у себя ещё тогда не увидела разбитые окна», – говорит женщина.
В её квартире от взрыва газа выбило стёкла. Осколки теперь лежат в цветах и рассаде, а кусков кирпича и штукатурки пенсионерка набрала целое ведро.
«Видела, как завалы разбирали, как детишек выносили, женщин. Молодцы спасатели! Конечно, одного человека выносили долго – мальчишку сильно пострадавшего», – рассказала Валентина Ивановна.
В настоящее время известно, что три человека после взрыва находятся в больницах Читы – среди них тот самый мальчишка, о котором говорит пенсионерка, он остаётся в тяжелом состоянии. Мы подробно писали, как этого мальчика, его зовут Лёшей, нашли спасатели.
Состояние двоих взрослых врачи оценивают как удовлетворительное и средней тяжести. Всего пострадали 11 человек, в том числе четверо детей.
Спасатели продолжают разбирать завалы. Они будут работать круглосуточно, пока полностью не ликвидируют последствия.