Примерное время чтения: 11 минут
538

«Я вас слышу!» 25 сентября - Международный день глухих.

26 сентября, Чита - АиФ-Забайкалье, Елена Лоскутникова. Какие проблемы испытывают слабослышащие и глухие забайкальцы? Как они адаптируются к окружающей среде? Об этом – в интервью с Татьяной Севера, руководителем Регионального отделения Всероссийского общества глухих. 

Было 11 спецшкол 

Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: Татьяна Владимировна, как начинался ваш путь в сурдологию? 

Татьяна Севера: Я родилась в Республике Саха (Якутия). В детстве получила травму уха. Потом было осложнение и частичная потеря слуха.  Обучалась в школе для слабослышащих в городе Улан-Удэ. Там и научилась жестовому языку.  

ДОСЬЕ
Татьяна Севера родилась в 1973 году. С 2013 года возглавляет Региональное отделение Всероссийского общества глухих. Сейчас получают профессию социолога в ЗабГУ. Замужем. В семье двое детей.

- В вашем региональном обществе глухих на учёте состоит 462 человека. А сколько всего забайкальцев имеют проблемы со слухом? 

- На этот вопрос никто не ответит. У многих ведь с возрастом появляются проблемы со слухом. Как таких пересчитать?

Но, по данным Бюро медико-социальной экспертизы, инвалидность по слуху имеют 431 забайкалец (334 взрослых и 97 детей). 

Я заметила, что в основном глухота у забайкальцев – это следствие перенесённых заболеваний и осложнений.  Семьи, в которых глухота – наследственное заболевание, я могу пересчитать по пальцам. 

- В Чите существует школа для глухих. Сотрудничаете с её представителями? 

- Пока не могу сказать, что у нас складываются какие-либо тесные отношения... В школе теперь обучаются не только глухие и слабослышащие дети, но и ребята с задержкой психического развития, с ДЦП, а также с другими заболеваниями. Словом, это теперь коррекционная школа, а не специальная, как было раньше. Мне кажется странным – там учат глухих говорить вместо того, чтобы обучить жестовому языку… 

А вообще, в Забайкалье первая школа для глухих детей появилась в 1923 году. В ней учились также ребята из Дальнего Востока и даже Маньчжурии. Обучать их из Парижа приехала Екатерина Казаринова. В 40- е годы в нашем регионе действовали уже 11 спецшкол для глухих и глухонемых детей, в том числе крупнейшие, – в Хохотуе и Мильгидуне . А в 62-ом центром таких учреждений стала Чита.  

 Не рядом, а вместе 

- С какими трудностями сталкиваются глухие и слабослышащие забайкальцы? 

- Проблем хватает, а главная из них - трудоустройство. Кем мы можем работать? В основном – дворниками, уборщиками. 

Есть федеральный закон, согласно которому руководитель обязан трудоустроить инвалида, если штат более ста человек. Таких предприятий в крае много, но, надо признать, людей с ограниченными возможностями неохотно берут на работу. А ведь они могли бы трудиться и фасовщиками, и бухгалтерами, и парикмахерами, и кухонными работниками.  Но не идёт пока общество нам на встречу! 

Раньше машиностроительный завод в Чите функционировал в полную силу – слабослышащих немало там работало. А сейчас… Многие уезжают в соседние регионы. Например, в Улан-Удэ, инвалидами по слуху укомплектован почти весь штат локомотивно-ремонтного депо. 

- Из наших деревень, наверное, уезжают в первую очередь… 

- Да, все, кто может, сначала перебирается в Читу. В деревнях работы нет, и условия проживания невыносимые 

Осложняют нам жизнь ещё и сотрудники медико-социальной экспертизы. Например, пишут в индивидуальной программе реабилитации (ИПРА), что глухие «не нуждаются» в протезировании и ортезировании  Почему? А если настанет тот момент, когда человек надумает сделать кохлеарный имплант, и что тогда? За свой счет платить бешеные деньги? И ещё есть один пункт: «Содействие в трудоустройстве» - не нуждается? А это почему так излагают?  А вот ещё смотрите, у  меня в ИПРА  написано: «Противопоказаны работы, требующие речевого контакта». Это как понимать? Я постоянно принимаю участие в разных конференциях, меня приглашают выступить на различных собраниях. В октябре еду в Москву на юбилейный концерт, посвященному 90-тию Всероссийскому общества глухих. 

 Также в карте ИПР  прописывают и то, что глухие не нуждаются в профессиональной ориентации. Получается ни образование нам не получить, ни повысить квалификацию! Я понимаю, что сотрудники МСЭ не по-своему желанию ярлыки вешают. Значит, надо менять законы. В развитых странах инвалиды – по зрению, - по слуху – разные – живут не рядом с обычными гражданами, а вместе!  

- Но известны же примеры, когда слабослышащие поступают в вузы. 

- Да, в ЗабГУ такая практика есть. В прошлом и в этом году 13 человек  слабослышащих и глухих поступили в вуз (по специальности «Социальная работа»). С трудом, но удалось добиться этого. 

К сожалению, в Чите нет возможности инвалидам по слуху получить профессиональное образование в специализированном учебном заведении. Поэтому ребята уезжают  в Благовещенск – чтобы получают профессию стоматолога или лаборанта, в Челябинск – чтобы в будущем стать сварщиком, токарем или слесарем, в Новосибирск – там получают профессию  программиста и художника. 

Снять с учёта - через суд

- Вы несколько лет боритесь за то, чтобы в крае появилась диспетчерская служба для глухих. Но дело дальше разговоров так и не идёт? 

- Очень надеюсь, что такая служба появится у нас в ближайшее время. Проект этот задуман в рамках программы «Доступная среда». Деньги выделены. Острая необходимость в появлении диспетчерской службы назрела давно. Дело в том, что у нас в Чита два сурдопереводчика, и в Петровске-Забайкальском  один. Но даже и те, которые есть, не могут постоянно сопровождать глухого человека – в поликлинике, в магазине, в паспортном столе и т.д. 

- Насколько мне известно, каждому глухому человеку положено определённое количество часов сурдоперевода… 

- Да, каждому положено по 40 часов в год. Но при этом проезд к месту сурдопереводчику не оплачивается, часы просиживания в очереди, в БТИ, например, тоже. Вот и хотелось бы, чтоб в каждом учреждении,  куда обращается инвалид по слуху, были приобретены планшеты и по средствам скайпа выходить на связь. Например, человек с тугоухостью находится в поликлинике. Врач что-то объясняет ему, а сурдопереводчик  в режиме он-лайн жестовым языком переводит. 

- Прокомментируйте споры, которые разгораются сейчас между вашей организацией и специалистами психоневрологического диспансера. 

- Поскольку сейчас закон разрешает управлять автомобилем инвалидам по слуху, забайкальцы стали активно проходить обучение в автошколах. И каково же было наше удивление, когда проходя медосмотр, выяснилось, что многие из слабослышащих стоят на учёте в психоневрологическом диспансере. Кто их поставил? Когда? Почему родители детей об этом не знают? Доходит до абсурда. Мальчик приехал с семьёй в Читу 15 января 2009 года, а сейчас мы узнаём, что он с 13-го числа на учёте в ПНД. Идём разбираться, а нам говорят: «Сняться с учёта можно только через суд».  

- Наша редакция может подключиться к решению проблемы… 

- Спасибо. Мы планируем писать жалобу в прокуратуру. Если не поможет – пойдём в суд. 

- Невесёлая у нас с вами беседа получилась… 

- Проблемы – проблемами, а жизнь продолжается! Если руки опускать – так и до депрессии недалеко. Мы активно занимаемся спортом – на краевой спартакиаде взяли много золотых медалей, занимаемся творчеством, рукоделием, приглашаем на встречи  специалистов различных министерств и ведомств – чтобы не отставать от  жизни, быть в курсе того, что происходит, что и как меняется, в том числе в законодательстве. Сейчас мы заняты подготовкой сразу к трём мероприятиям: празднованию Дня глухих, Дня пожилого человека и «Золотой осени». «Золотую осень» мы  проводим каждый год -это своеобразное открытие сезона после отпусков. 

Чему стоит поучиться нам, здоровым людям, у глухих? 

- Думаю, с уважением и пониманием относиться к окружающим, не быть равнодушным к происходящему вокруг, уметь протянуть руку помощи другу, соседу, коллеге. Ведь мы такие же, как все здоровые люди, только воспринимаем мир иначе. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах