С 1 сентября в России вступает в силу Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси». Новшества, которые предусматривает документ, вызывают неоднозначную реакцию как у водителей и пассажиров, так и у поставщиков услуг — сервисов заказа такси. В некоторых городах ситуация с этим видом транспорта и так оставляет желать лучшего. Например, горожане с трудом уезжают в отдалённые районы. Не возникнут ли новые проблемы с 1 сентября?
Что изменится?
Контролировать исполнение нового Федерального закона в Забайкалье будет Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта. Ведомство уже подготовило и согласует соответствующий проект регионального документа, который будет регламентировать работу такси в крае.
Специалисты Минстроя объяснили, что с 1 сентября в России появятся три реестра разрешений на перевозку пассажиров вместо одного, который существует сейчас. Осенью начнут действовать:
- реестр перевозчиков с данными об ИП и самозанятых, которые получили разрешение на перевозку пассажиров;
- реестр такси с данными автомобилей, на которых выполняют заказы;
- реестр служб заказа такси.
Фактически новый закон добавляет возможность легальной работы для самозанятых граждан. До этого её не было.
«Самозанятым при этом необходимо заключить договор с одной из служб заказа такси или агрегатором и оформить разрешение на деятельность перевозчика. Если работать самозанятый будет на собственном автомобиле, его данные необходимо внести в реестр. Водителю потребуется взять выписку из реестра и разместить номер в салоне», — уточнили в Минстрое.
Работать не смогут водители с тремя и более неуплаченными штрафами за нарушение ПДД, те, кого лишали прав или арестовывали за нарушение Правил более раза за год.
Также с 1 сентября разрешение на перевозку пассажиров для таксистов будут выдавать бесплатно. Сейчас стоимость документа составляет 1400 рублей. Однако для получения так называемой лицензии нужно будет купить полис ОСАГО для перевозчиков.
При этом в Минстрое подчеркнули, что полученные ранее разрешения на работу такси будут действовать, но не более пяти лет. Менять документ нужно только после истечения его срока действия.
Ещё одна важная деталь: машина такси должна будет обязательно иметь опознавательные знаки — «шашечки» и фонарь оранжевого цвета.
Будет меньше машин
Казалось бы, новый закон призван усилить безопасность пассажиров и дать возможность водителям выйти из тени, сделать работу такси более прозрачной. Однако далеко не всё так просто, считают в сервисе заказа такси «Максим».
Число водителей, желающих стать самозанятыми и работать по новому закону, по данным сервиса, стало снижаться. Требований к «одиночкам» теперь больше, можно сказать, что они встали рядом с ИП или компаниями. Выполнять их готовы далеко не все.
«В стране действует чуть более 400 тысяч разрешений на деятельность такси. Из них большинство в Москве. А занято в сфере такси около 2,5 миллиона водителей. С 1 сентября в регионах не менее 95% водителей потеряют возможность работать со службами заказа такси», — уточнили в «Максиме».
Ситуацию наглядно продемонстрировало отключение от заявок водителей, не попадающих под требования нового закона, которое сервис организовал в Чите 14 августа. Цена поездки в час пик в этот день достигала десятикратного размера.
Народ быстро нашёл способ подстроиться под новые реалии. Так, в Чите начали появляться чаты, где водители предлагают свои услуги. Однако таким образом этот заработок ещё больше уйдёт в тень.
Что делают водители?
«Зарплата таксиста складывается из количества заявок. Чем их больше, тем больше заработок. При этом нужно потратиться на бензин и обслуживание машины. Плюс необходимо отдать процент сервису. Он зависит от многих факторов и может составлять от 5 до 30 процентов с заявки. При этом налог самозанятый платит с полной стоимости заказа, без вычета процента сервиса», — рассказал chita.aif.ru водитель из Читы Юрий.
Он работает в такси с перерывами на протяжении 8 лет, и в настоящее время это его основной доход. О том, что будет с 1 сентября с его работой, он пока не знает и не понимает в целом, для чего нужно оформлять дополнительное разрешение и тратиться на новый полис ОСАГО, если он и так честно зарабатывает.
«Я оформил самозанятость, как и другие водители. Я плачу налоги, слежу за состоянием машины. Для чего мне нужна ещё и лицензия?» — говорит он.
Тем не менее разрешение на работу в сентябре Юрий планирует оформить, чтобы не менять сферу деятельности.
Другая собеседница chita.aif.ru Елена — таксист с более чем 10-летним стажем. Для того, чтобы не потерять заказы с 1 сентября, она оформила ИП и уже получила разрешение. Пришлось также подготовить путевые листы. А вот где проходить медосмотр перед выездом, женщина пока ещё не знает.
По словам Елены, стоимость заказов для пассажиров однозначно повысится осенью, однако это поможет таксистам, ведь цена поездки давно стоит на одном уровне, при этом стоимость обслуживания машины и бензина выросли.
«Тяжело будет пассажирам, мало машин выйдет в рейс, у нас многие подработчики, и не каждый захочет стать самозанятым и сделать лицензию», — рассказала женщина.
Учитывая, что 1 сентября — праздничный день, в который наверняка многие горожане захотят воспользоваться услугами такси, Чита может вновь войти в транспортный коллапс, как это случилось утром 14 августа. А вот как будет работать закон в дальнейшем, когда спадёт первичный ажиотаж, пока ни таксистам, ни сервисам непонятно.