Любовь к Родине можно выразить по-разному. Кто-то делает это, защищая Отечество, а кто-то - с помощью творчества. Читинец Владимир Лагунов, пройдя первый путь, решил освоить второй, и увлекся изготовлением моделей военной техники. «АиФ – Забайкалье» удалось пообщаться с мастером.
Золотые руки
Жизнь Владимира Лагунова была связана с военной службой с раннего детства. Отец-фронтовик после Великой Отечественной войны работал директором горнопромышленного училища в Вершино-Дарасуне, там и родился Владимир. Однако мирное время для Лагуновых быстро закончилось. Семья отправилась за отцом на Дальний Восток: там началась Корейская война. Только через несколько лет Лагуновы вернулись в Забайкалье и поселились в Чите.
Владимир с детства проявлял интерес к моделированию, в школьные годы посещал кружки. А во время срочной службы в Заполярье познакомился с образцами советской военной техники противовоздушной обороны. Эти машины восхитили мастера, интерес к ним потом, уже в зрелом возрасте, стал началом его нынешнего увлечения.
«Сколько себя помню, отец постоянно делал что-то своими руками, - рассказывает дочь Владимира Лагунова Елена Дрёмина. – Он был радиолюбителем, постоянно что-то паял и мастерил, делал мебель, чинил радиоаппаратуру. Мне кажется, он может все».
Инженер-электрик по образованию, Владимир Георгиевич долгое время работал на камвольно-суконном комбинате в Чите, а потом влился в коллектив службы вневедомственной охраны.
По чертежам и картинкам
« Лет десять назад я нашел старый польский журнал 70-х годов, - рассказывает Владимир Лагунов. – Пролистал и обнаружил там описание пусковой установки С-75. На срочной службе мы как раз использовали такие машины. И я решил сделать эту модель по описанию».
После изготовления первого комплекса Владимир Георгиевич не успокоился, нашел чертежи других образцов советской военной техники и стал создавать модели одну за другой. В его руках листы жести и проволока превращались в реальные машины, только в 50 раз меньше своих прототипов.
Сегодня в коллекции забайкальского левши – около 120 экспонатов. Среди них есть и специально изготовленные к празднику Великой Победы – различные модификации бронетранспортеров и танков, в том числе легендарный Т-34, а также реактивная установка «Катюша».
«Технику времен Великой Отечественной войны изготавливать легко, - рассказывает Владимир Георгиевич. – Чертежи есть в открытом доступе. Сложнее с современными моделями – по многим из них есть только общее описание».
Это не останавливает мастера, некоторые свои экспонаты он делает «с картинки»: ищет изображения с разных ракурсов в интернете и по ним воссоздает модель. Так были созданы комплекс радиоэлектронной борьбы «Красуха-4», самоходный ракетный комплекс «Панцирь – С1» и другие.
Материалом помогает семья
В планах у Владимира Лагунова – создать экспозицию, посвященную истории войск ПВО в России. Часть моделей для нее уже готова, часть только предстоит сделать.
«На одну модель уходит, как правило, два-три дня, если есть чертежи, - говорит мастер. – Если рисую чертеж сам, на это нужно больше времени. Некоторые экспонаты могу делать неделю».
Для изготовления моделей он использует в основном тонкую листовую жесть. Но достать ее не всегда получается, тогда в ход идут консервные банки, которые в изобилии поставляет заботливое семейство.
«Иногда беру какие-то детали от фабричных моделей техники, но большую часть делаю сам, это же интересно и несложно, - рассказывает Владимир Георгиевич. – Остальные элементы вроде колес или гусениц для танков, а также специальную краску мне отправляет сын Евгений из Москвы».
Есть теперь у забайкальского умельца и юный подмастерье – 10-летний внук, который проводит свободное время в импровизированной домашней мастерской и помогает деду.
Интерес к технике порождает интерес к истории, а с интереса к прошлому начинается и любовь к Родине. Так незаметно для себя Владимир Лагунов, демонстрируя плоды своего кропотливого труда, стал источником и примером истинного патриотизма, как бы громко это ни звучало. Хотя сам автор не считает свои работы чем-то необычным, он искренне радуется, когда ими интересуются, и готов рассказывать истории о каждой своей машине. Возможно, именно это и есть патриотическое воспитание, о котором так много говорят сегодня.