Примерное время чтения: 10 минут
440

Писатель Алла Озорнина - лауреат премии имени М.Вишнякова

«Писатель – это штучный товар. Их, таких штучных товаров, не может быть много», - уверена детский писатель Алла Озорнина. В этом году именно она получила престижную для литераторов Забайкалья премию Михаила Вишнякова.

«Мне ещё расти и расти!»

Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: - Алла Георгиевна, я вас поздравляю! Интересно узнать, насколько ценна и желанна для вас эта премия?

Алла Озорнина: - Премия, конечно же, для меня очень значима. Ведь она как бы стала  подтверждением моего профессионализма. Как бы – потому что в центральных издательствах – в Москве, Ростове-на Дону только за последние два года вышло восемь моих книг, некоторые из них переиздаются, причем, огромными тиражами. Например,  4-е переиздание небольшой научно-популярной книжки издательства АСТ «Почему ты видишь сны?» вышла тиражом в… 94 000 экземпляров. Это  космический тираж для нашего времени. Но вот почему-то именно премия имени Михаила Евсеевича Вишнякова дала мне почувствовать, что я чего-то, да стою. Хотя понимаю, что мне ещё, как писателю, расти и расти.

- Какое своё произведение вы отправляли на суд жюри?

- Я отправила книгу «Ты в игре! И другие ужасные истории». Она  для возраста 12+. Но при этом я вовсе не была уверена, что именно за нее жюри проголосует большинством голосов, потому что она входит в серию «Большая страшная книга». На самом деле мои  книги вовсе не страшные.  В книге «Ты в игре!» входит две повести «Страшная тайна смартфона»  и «Ты в игре!», которая является продолжением первой.

Разумеется, когда отправляешь книгу на конкурс, ты вовсе не уверен, что  станешь лауреатом. Но моя неуверенность была оправдана. Во-первых,  дети-то страшилки любят, а вот очень взрослые относятся к этому жанру с изрядной долей иронии. Кроме того, как мне кажется, книги для детей вообще многими взрослыми, которые забыли, что такое детство, воспринимаются как что-то несерьезное. Получается, что с одной стороны всем известное изречение «Для детей надо писать также, как для взрослых, только лучше», знают все, с другой, как я уже сказала, воспринимаются самими же взрослыми  как нечто несерьезное и легковесное. И это меня удивляет. Ну, скажите, разве можно назвать несерьезными, скажем,  «Баранкин, будь человеком!» Валерия Медведеа, или  «Приключения Электроника» Евгения Велтисова, или «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева?

Фото: АиФ

- Много ли, по-вашему, в Забайкальском крае достойных авторов? Или, как и в других профессиях, наиболее талантливые уезжают из нашего региона?

- Исходя из утверждения, что писатель – штучный товар, то их таких штучных товаров, не может быть много (не беру в расчет литераторов-любителей, которые, выпустив за свой счёт одну-две книжки,  причисляют себя к писателям). Конечно, достойные авторы есть, но их можно перечислить по пальцам. Это,   разумеется, писатели старшего поколения Борис Макаров и Юрий Курц, из нынешнего – Олег Петров, Елена Чубенко, Нина Коледнева, Наталья Муратова, Галина Рогалева, Вячеслав Вьюнов, Николай Ярославцев, Андрей Бабожен. Довольно интересные прозаики Галина Беломестнова, Юрий Мартыненко и Ольга Иванова. Как видите,  список довольно небольшой. Да, есть те, кто покинули Забайкалье, это Юлия Рейс, Елена Ерофеева, Ольга Коваленко.

Если тираж «завис»…

- Трудно ли сейчас начинающему автору (писателю или поэту) получить известность, стать  узнаваемым?

- С одной стороны сложнее, чем прежде, с другой – проще. Объясню, почему.

Сложнее, потому что людей пишущих (и неплохо) стало в разы больше, чем, скажем, в советские времена. А значит, и конкуренция выросла. С другой – сейчас довольно большое количество всевозможных курсов по писательскому мастерству, книг на эту тему. И благодаря этому то, что мы, скажем, просто на собственном опыте постигали годами,  теперь можно освоить гораздо быстрее, скажем, за год-два. Но для этого нужно упорно учиться, вырабатывать свой стиль, и тот, кто серьезно хочет посвятить себя этому делу, конечно же, достигает успеха. И довольно быстро - быстрее, чем мы в своё время. Тем более, что на начальных порах можно издавать книги за свой счёт и таким образом уже «засветиться».  Мне же, например, пришлось ждать почти пять лет, пока в Восточно-Сибирском издательстве дойдет очередь до меня. Тогда же везде была плановая система, в том числе и в издательствах.  

- А в центральные издательства - только по знакомству?

- Знакомства здесь не помогут, поскольку каждый издатель заинтересован в том, чтобы его книги раскупались. И здесь есть единственное мерило – талантливо написанная книга, которая будет интересна читателю. Издательский рынок суров, особенно к новым именам. Если тираж первой книги «завис», издательство не будет сотрудничать с этим автором. Помню, как волновалась Юля, мой редактор в АСТ, перед выходом первой книги «Страшная тайна смартфона». К этому времени в ее редакторском портфеле лежало уже  пять  моих законченных произведений, но их судьба зависела от того, насколько востребована будет у читателей именно первая книга. И когда вдруг она вошла в десятку лучших детских книг издательства за 2019 год, а тираж начал быстро раскупаться, Юля позвонила мне и сказала, что теперь уже можно вести речь об издании остальных книг. И как-то очень быстро они были подписаны в печать.

- Как вам праздник «Забайкальская осень»? Поговорили и разошлись? Пустая трата времени?

- Меня вот что удивляет: этот праздник существует уже больше 50-ти лет, казалось бы, каждый ребёнок с малых лет должен знать о его существовании. Но увы – уже несколько поколений забайкальцев с удивлением вскидывают брови, когда спрашиваешь, что им известно о «Забайкальской осени». Что же в таком случае требовать от школьников? Конечно, они ничего об этом не знают. И тут, на мой взгляд, большая вина  на учителях.

А в целом - всё было, как всегда, только немного хуже: о книжном базаре почему-то не было сказано нигде, а потому и людей-то на нём было очень немного.

- Как пандемия коронавирусной инфекции повлияла на вашу работу? Вы ушли в онлайн, занялись чем-то ещё, меньше стали встречаться с читателями?

- Мне кажется, для всякого пишущего человека нет разницы – бушует ли пандемия или всё спокойно. Садишься, работаешь, вот и все.

«Поэты – люди неба»

- Алла Георгиевна, а как вы стали детским писателем?

-  Никогда даже не задумывалась об этом. Ведь писатель не размышляет примерно так: «А возьмусь-ка я, пожалуй, за женский роман или за детектив – это сейчас наиболее востребовано. А, может, лучше написать фэнтэзи, тоже, говорят, читают». Понятно, что такой подход к творчеству – путь в никуда. Каждый пишет в том жанре, который его зовет. Меня позвала приключенческая литература для детей.

Фото: АиФ

- Какие темы охватывает современная детская литература? Вы, например, пишите только о приключениях?

- Мне кажется, в детской литературе сейчас колоссальный уклон в фэнтэзи.  Но ведь это как раз тот жанр, в который можно вложить любой посыл, имею в виду, верность дружбе, умение взять на себя ответственности в сложной ситуации и тому подобное.

По большому счету я в своих произведениях  стараюсь вывести читателей на серьёзный разговор о многих вещах. Например, можно ли прожить без друзей, надо ли помогать незнакомому человеку, если он попал в беду или,  прежде всего, следует думать о себе, о том, как разрушает отношения зависть.

- А вы пробовали писать стихи для детей? Я думаю, что у вас хорошо бы получалось.

- Не могу срифмовать даже две строчки. Тут уж, что не дано, то не дано. И всегда завидую поэтам – они – люди неба. А мы,  прозаики, даже детские,  все-таки люди земные.

- Откуда у вас появляется вдохновение? Где «черпаете» идеи, сюжеты для своих рассказов?

- Вдохновение не черпается, оно приходит во время работы. Также, как только во время работы  появляются задумки новых книг.

- Алла Георгиевна, а над чем вы сейчас работаете и чем в ближайшее время порадуете юных читателей?

- Буквально в сентябре выйдет книга, опять-таки в серии «Большая страшная книга»  под названием «Призраки из прошлого». Но, уверяю вас, там нет ничего особенно страшного, там опять приключения. Сама книга состоит из двух  частей, в первую часть вошла уже изданная «Тайна древнего амулета», а во вторую – «Призраки из прошлого». Мне кажется, это довольно интересные произведения. Надеюсь, что в этом году выйдет один из двух сборников рассказов… Работаю сейчас над «Тайной смартфона», уже над 4-й книгой. Поначалу с издательством была договоренность о 10 книгах, но я, честное слово, уже выдохлась с этими смартфонами, поэтому решили остановиться на пяти. Кроме того, есть несколько предложений о новом направлении работы, как от издательства АСТ, так и от издательства «Феникс», которое в основном специализируется на научно-популярной литературе. В общем, как видите, скучать некогда. Совсем некогда!

 

 

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах