Борзя – небольшой город на 30 тысяч жителей в нескольких сотнях километров от Читы. Он считается самым солнечным если не в стране, то в Забайкалье точно. Солнце здесь светит 300 дней в году. Но знают о Борзе во всей России не из-за этого. Известна она, прежде всего, как «самый плохой город РФ». Таким статусом её наградил федеральный Минстрой ещё в 2018 году, когда оценивал качество городской среды. С тех пор прошло пять лет, но нехорошая слава осталась.
Корреспондент chita.aif.ru отправился в Борзю, чтобы узнать, как так вышло, что город, который находится на пересечении стратегически важных дорог, оказался на обочине жизни.
«Ноги мясокомбинату отдала»
Борзя встречает удушливым смогом, сквозь этот туман видно силуэты немногочисленных прохожих – даже утром понедельника народу на улицах не много, никто никуда не спешит. Жизнь здесь настолько размеренная, что, кажется, город застыл где-то в 80-х годах прошлого века. Ухабистые дороги ведут вдоль частных домов и низких зданий, к которым «прибилась» единственная девятиэтажка. О том, что на дворе 2023 год, напоминают лишь современные японские автомобили и обилие цветастых вывесок в центре.
До распада Союза третий по численности населения город Забайкалья славился своими мясокомбинатом и громадным зерновым элеватором, который, как Эйфелева башня в Париже, и сейчас виден практически из любой городской точки. Но Борзя – совсем не Париж.
Элеватор, надо сказать, работает до сих пор, а вот мясокомбинат не пережил 90-е годы. И сейчас здание, где когда-то производили, как говорят борзинцы, «самую вкусную в Союзе колбасу», - просто руины.
«Когда еду мимо и смотрю на них – сердце кровью обливается», - говорит Валентина Николаевна – местная жительница. Сейчас ей под 70, и почти всю жизнь она проработала на мясокомбинате. Пришла туда, когда ей было всего 16.
«Я на одном месте всё время и работала – в колбасном цехе, обвальщицей. Мясо мы отделяли от кости, потом жиловали его по сортам, мололи и отправляли на колбасу, - методично перечисляет пенсионерка, как будто бы проводила все эти хитрые операции буквально вчера. – И это всё ножичком, без топора. Скот гнали с Монголии и тут выращивали. И верблюдов (женщина звонко ставит ударение на букву «о» - прим.ред.) били, и чушек, и коров, и баранов – всех. И птицецех был. Много цехов было: убойный, субпродуктовый, кишечный, колбасный, компрессорный, механический... Тут столько народу работало! В три смены!»
А после перестройки всё это развалилось – из Монголии скот пригонять перестали, колхозники тоже свои хозяйства забросили. Денег, как водится, не было.
«Выживали, в общем, как могли. В 1998 году колбасный работать перестал, и я ушла в водоканал, который был при мясокомбинате. Там мы воду качали, канализацию откачивали. Тогда уже почти никто на предприятии и не работал: охрана, да мы, - рассказывает Валентина Николаевна. – Оттуда я в 2012 году на пенсию ушла. Детей выучила, вырастила, сейчас бы для себя пожить, но здоровье уже не то, и ни за какие деньги его не купишь. Позвоночник на работе угробила».
«Можно сказать, ноги мясокомбинату отдала», - подсказывает женщине муж. Его она встретила в том же году, когда пришла на предприятие, - в 1972-ом. Работал он на железной дороге. Сейчас там трудится их сын. «Железка», а Борзя стоит на Транссибе, до сих пор градообразующее здесь предприятие.
А вот две дочери Валентины Николаевны из Борзи уехали – одна осела в Иркутске, вторая – в Великом Новгороде.
«Мы ездили к ней в Новгород, но нам там не понравилось. У нас сухой климат, а там сыро. Как муж потом сказал: "Мы свою Борзю ни на что не променяем". Может, она и не чета Чите. Но где родился, там и пригодился».
На все четыре стороны
В центре Борзи стоит указатель. Он показывает расстояние до Москвы, китайской Маньчжурии, Читы и монгольского Чойбалсана. На фоне развалин Дома офицеров, который зияет дырами на месте окон и дверей, всё это выглядит как намёк на переезд во все четыре стороны. Благо Китай и Монголия совсем рядом.
«Сердце» Борзи - площадь Ленина, где, как и везде, стоит бюст Ильича, рядом - районная администрация, украшенная изображением донбасской бабушки с советским флагом в руках. Тут же - главное место притяжения борзинской молодежи. Сквер Матросова, где несколько лет назад прямо накануне Дня Победы не выдержал сильного ветра и упал со своего постамента памятник советскому солдату. Сейчас сквер выглядит хорошо: новые фонари, бронзовая скульптура воина в полный рост, кованные скамейки, урны. Вокруг добротные двухэтажки.
Через Борзю проходит так называемый «путь в Китай». Но несмотря на то, что расстояние от Борзи до границы с КНР почти в четыре раза меньшее, чем до Читы – всего сто километров – влияние иностранных партнёров здесь почти не ощущается. О близости Поднебесной к городу говорят только несколько аутентичных китайских кафе. Никаких тебе вывесок на китайском и красных фонариков.
«Но кто-то на Китае всё же зарабатывает, - говорит местный предприниматель Алексей Бянкин. - Сейчас вот технику пригоняют из Манчжурии, грузовики в основном. Опять же дальнобойщики. Они вообще за счет Китая живут практически».
Бянкину без малого 40, почти все эти годы, за исключением тех, что учился в университете, он живёт в Борзе. Сейчас занимается строительным бизнесом. «Устанавливаем окна, делаем потолки, вентиляцию, - перечисляет он. - Дела идут нормально. Не без кризисов, конечно. Общая обстановка в стране влияет. Но ничего, планирую расширять сферы деятельности, детей же надо растить – у меня их двое: сын в школу ходит, дочка – в детсад».
Как философски замечает бизнесмен, «было бы желание, а работа всегда найдётся». Безработица в Борзе, кстати, не зашкаливает, во многом благодаря «железке». Кого-то кормит вахта. Развита сфера услуг – разруху вокруг местные женщины компенсируют своим ухоженным видом: длинными ресницами и красивым маникюром. Это всё – вклад и в борзинскую экономику тоже.
«Латаем дыры»
Зарплаты, которые получают жители Борзи, не высокие. В среднем, как говорят люди, выходит по 20 – 30 тысяч рублей в месяц, если ты «простой смертный». Например, работаешь продавцом в магазине. Самые хорошие деньги - у железнодорожников, где и по 100 тысяч бывает. Несмотря на невысокие доходы, расходы у борзинцев солидные. Жители сетуют, что у них самый дорогой в Забайкалье бензин – в среднем литр 95-го стоит на 10 рублей больше, чем в Чите. «Дороже просто некуда», - вздыхают местные. С дизелем – та же история. И с продуктами – цены на них выше, чем в краевой столице.
А ещё постоянно растёт коммуналка – стоимость ЖКУ может доходить и до 10 тысяч рублей в месяц, если квартира большая. И это при том, что в городе бесконечно происходят коммунальные аварии.
Постоянные проблемы с коммуналкой – отдельная большая глава борзинской жизни. Только этой зимой здесь случилось несколько десятков, как это называют власти, технологических сбоев, а по сути аварий, из-за которых люди оставались без тепла в 30-градусный мороз.
Топится Борзя одной маленькой котельной и двумя большими, но, как говорят жители, расположены они «не у места». Одна коптит практически в центре города да так, что, если подняться на высоту птичьего полёта, Борзю будет совсем не видно из-за смога и дыма.
На вопрос, в чём основная проблема города, глава Борзи Владимир Нехамкин, не задумываясь, отвечает – в коммуналке: «Трудно найти в сфере ЖКХ хоть какие-то более-менее удовлетворительные моменты». Он объясняет: заменить инфраструктуру не получается, потому что на это нет денег. Их хватает только на то, чтобы в прямом смысле латать дыры.
«А ведь доход у нас расписан не только на коммунальные проблемы, есть ещё спортивные учреждения, культура, библиотеки, дорожный фонд, благоустройство. В городе конкретно нужно усилить безопасность и комфорт», - говорит глава.
«Бичегорск»
Слова про комфорт и безопасность, которые надо усилить, особенно хорошо понимаешь, когда выезжаешь за пределы центра. Чтобы увидеть, как выглядит Борзя в глазах почти трети местного населения, надо ехать в так называемую «залинейную» часть. Ее от основной Борзи отделяет Трассиб.
«Залинейка» встречает гостей сухо и сдержано. Недалеко от переезда стоят два малоэтажных многоквартирных дома. Их состояние легко оценить с одного взгляда по обшарпанным фасадам, гнили, откровенно «убитым» подъездам и балконам. По словам местных, суровой зимой жители этих домов вынуждены согреваться электричеством, ведь система отопления, конечно, не справляется. В квартирах сыро и холодно, на стенах - плесень. Жаловаться на всё это можно только городским властям, ведь часть домов «залинейки» практически бесхозные - управляющие компании просто опасаются брать их на обслуживание. Люди справляются сами.
Еще через километр картина меняется, но остается грустной. Во дворах бывших ДОСов (домов для офицерского состава) в Борзе-2, где раньше жили тысячи военных, лежат груды бетона, валяются кучи старой мебели и мусора. Всё это сопровождается лаем и воем стай бездомных собак.
Как и другие места Забайкалья, Борзю не миновало сокращение подразделений Вооружённых сил РФ. «Раньше, при Советах, здесь было очень много военных – два полностью заселённых городка. Несколько тысяч человек! И аэродром свой был, и вертолеты, танки. Сейчас ничего этого нет – войска, как говорится, отведены», - рассказывает один из местных.
После сокращения инфраструктура и жилой фонд военных переходили на баланс местных администраций, а позже просто разваливались. На весь микрорайон сейчас фактически одна приличная панельная пятиэтажка и пара еще обитаемых домов со старыми коммуникациями. Остальные опустели, некоторые полностью разрушены. Местных жителей, кажется, окружающая разруха заставляет вести себя под стать - некоторые даже мусор до контейнеров не доносят. Выкидывают прямо в развалины. Глядишь на такой пейзаж и понимаешь, почему борзинцы обидно называют район ДОСов «Бичегорском».
Небо и земля
Андрей Гурулёв, который сейчас представляет Забайкалье в Госдуме, раньше в Борзе служил. В начале 2000-х он был командиром 272-го мотострелкового полка, который здесь дислоцировался. Он говорит, что за 20 лет город, который он очень хорошо знает, сильно изменился. Тут, видимо, важно, с чем сравнивать.
«Я помню, как в первый раз приехал в Борзю. То, что я увидел тогда, и то, что есть сейчас — это небо и земля. И главное, даже не в том, что город стал намного чище, улицы стали более приличные, появились хорошие гостиницы, нормальные магазины. Главное в том, что сегодня Борзя живёт нормальной жизнью — по вечерам гуляют семьи с детьми, молодёжь на стадионе гоняет в футбол, занимается спортом, появился бассейн. И люди радуются жизни. А 20 с лишним лет назад, как только солнце закатывалось, даже собаки не бегали. Кроме гопников на улице никого не было. Люди боялись. Это ключевое слово - боялись ходить по улице, а собак не было, потому что их элементарно всех съели. Вот такая была Борзя — нищая и ободранная. А сегодня это вполне приличный город, не хуже остальных в Забайкалье», - рассказывает депутат.
Он, правда, отмечает, что «есть моменты», и, если перечислять нынешние проблемы Борзи, «получится 25 листов мелким почерком». Корень всех бед, как считает Гурулёв, в том, что у Борзи «постоянно нет хозяина».
Многие чиновники, и правда, решая проблемы города, дорешались до уголовных дел. Например, в 2014 году тогдашнего руководителя администрации Борзи Николая Спиридонова арестовали за то, что присвоил себе служебную квартиру. А его коллега Сергей Русинов, который занял пост через несколько лет, тоже не доработал свой пятилетний срок – его обвинили в получении взятки, и совсем недавно, в начале 2023 года, отправили в колонию строгого режима на 8 лет.
Нынешний глава к репутации Борзи как самого плохого в России города относится спокойно. Говорит, что ничего особенно ужасного в городе не замечает – «всё, как у всех», а в последнее время даже лучше – федеральные проекты помогают с тем же благоустройством.
Если же оценивать Борзю взглядом гостя, кажется, что городу не хватает практически всего – ровных дорог, тротуаров, комфорта, ухоженности и чистоты, нормальной архитектуры, парков и скверов, много чего еще. Единственное, что сегодня осталось у Борзи – советское наследие и очень выгодное местоположение. Рядом Китай, через город проходят федеральная трасса и Транссиб, в Борзе берут начала линия «Нарын-Лугокан», которая строилась для освоения месторождений Забайкалья, и краевая дорога на юго-восток.
Возможно, если история пока и не подарила Борзе особых перспектив, поможет география?
«У нас под боком Китай и Монголия. Географический момент, мне кажется, важно использовать для развития, - резюмирует глава Борзи. - Россия ведь повернулась на Восток».