На вопросы забайкальцев отвечала заместитель начальника отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Татьяна Рогова.
Навязанные услуги
«Как кризис повлиял на качество товаров? Появились, наверное, новые уловки у продавцов?».
Н.Лебедева, Чита
«Качество товаров и услуг всегда было и остаётся острой и актуальной проблемой, как в нашем регионе, так и по стране в целом. А на первое место сейчас выходит всё-таки безопасность товаров.
Предприниматели нацелены исключительно на получение прибыли. Больше их ничего не волнует. Распространено сейчас навязывание дополнительных покупок. Например, вы приобретаете телефон, а вас буквально заставляют купить сопутствующие товары и страховку. Если сломается телефон, я заплачу за ремонт, а если нет? Зачем мне, потребителю, переплачивать лишнее? Или в студенческой столовой продают одноразовую посуду. Я прошу картофельное пюре и котлету, а с меня берут деньги ещё и за тарелку.
Часто в бутылках с молоком или растительным маслом, например, указан не литр, а 900 мл. Уловок много. И с каждым годом появляются всё новые и новые».
«Интересно, как и где сами сотрудники Роспотребнадзора покупают товары? На что обращают или, наоборот, не обращают внимание?».
В.Власова, Атамановка
«Мы, как и большинство забайкальцев, идём после работы в магазины, которые находятся по пути к дому. Первое, на что обращаем внимание, - срок годности продукта, его состав и маркировку. Если маркировки нет, возможно, товар нелегальный. Не обращаем внимание на яркие, красочные упаковки. Читаем о продукте на контрэтикетке, а не рекламные выноски на лицевой стороне».
«Почему вкус детства, например, конфет или масла изменился? Сейчас мы едим то, что не похоже, даже не напоминает по вкусу то, что мы покупали и ели лет двадцать назад».
Ю.Воронова, Чита
«Это нормальное явление. Оснований не доверять производителю нет. В моей практике был случай, когда женщина обратилась с жалобой на то, что вкус у конфет «Белочка» и «Каракум» не такой, как был 20 лет назад. Также она спрашивала, почему фабрика «Красный Октябрь», находящаяся раньше в Москве, сейчас расположена в Пензе (об этом женщина прочитала на обёртке)? Мы запросили документы, подтверждающие качество конфет, безопасность и технический регламент. Нарушений не обнаружено».
Как отказаться от страховки?
«Взял кредит на покупку машины, а банковские сотрудники заставили застраховать его. При этом соседка говорит, что я могу отказаться от страховки. Так ли это?».
Н.Минских, Чита
«Некоторые банки могут отказать в выдаче кредита, если вы не хотите оформить страховку. При этом потребитель (а вы являетесь потребителем банковских услуг) может воспользоваться периодом охлаждения - в течение пяти рабочих дней отказаться от страховки кредита. При этом заявление пишите не в банк, а в страховую компанию. У нас есть опыт, когда в похожей ситуации страховая компания отказала прервать договор, но через суд всё-таки была взыскана необходимая сумма вместе с «неустойкой».
«Не мог доказать, что телевизор сгорел из-за скачков электрического напряжения. Что делать?»
В.Уцын, Первомайский
«Обращаться в Роспотребнадзор или в суд. Приведу пример: в Шилке на одной из улиц из-за перенапряжения у всех жителей сгорели электроприборы, и лишь одна пенсионерка обратилась к нам за помощью. У неё сгорел телевизор и компьютер. Суд первой инстанции нам отказал. Энергетики ссылались на то, что техника была старая и имела почти 100-процентный износ. Мы пошли в Конституционный суд. В итоге женщина получила более ста тысяч рублей».
«Когда сотрудники Роспотребнадзора внепланово проверяют продавцов?»
К.Лопатина, Приаргунск
«Внеплановые проверки чаще связаны с обращениями граждан или после публикаций в СМИ. Помните, если обращаетесь в Роспотребнадзор лично, необходимо соблюсти претензионный порядок: попытаться самостоятельно урегулировать конфликт. Если не получается отстоять свои права - тогда обращайтесь к нам. Номер телефона Консультативного центра: 8(3022)35-07-21, общественной приёмной: 8(3022)26-24-17».