Примерное время чтения: 4 минуты
248

«Изучая природу, сохраняем её»

Забайкальский край вошёл в пятерку российских регионов, где лес исчезает быстрее, чем его успевают восстанавливать.

- Ситуация критическая, даже детям сейчас это объяснять не приходится, - уверена доцент ЗабГУ, член учёного Совета Забайкальского отделения Русского географического общества Ирина Радецкая. - Одних слов недостаточно, нужны конкретные дела, в том числе с привлечением молодёжи.

Увлечены одним делом

Елена Лоскутникова, АиФ-Забайкалье: - Ирина Валерьевна, вы и ваши единомышленники озадачились возрождением школьных лесничеств. Почему?

Ирина Радецкая:- Школьное лесничество – это продуманная и проверенная на деле система воспитания

и обучения детей. Эта система хорошо себя зарекомендовала. Потому что даёт прекрасные  результаты. Речь о тесном контакте между образованием и лесным хозяйством. Школьное лесничество объединяет учеников образовательных учреждений,  увлечённых единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и по другим наукам.

- Несколько лет назад представители Забайкальского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское Географическое общество» реализовали проект «Квест-технология как средство популяризации школьных лесничеств Забайкальского края». Расскажите, что сделано в рамках проекта.

- Важно отметить, что проект реализован благодаря Фонду президентских грантов. Мы получили более 2,1 миллионов рублей. Большую часть направили на поощрение активных школьников и, конечно, сделали то, о чём ещё несколько лет только мечтали.

У нас два адресата: природа и школьники. Лес даёт знания детям, а те в свою очередь заботятся о его сохранении. Аналогов такого проекта в нашем регионе нет.

Квест похож на виртуальную игру, где есть легенда и придуманный сюжет. Детям ставят задачу что-то найти, пройти испытания помогают гаджеты. Есть масса приложений, где стоит поднести к картинке смартфон, как увидишь вращение Земли или полярное сияние. С помощью сотовых технологий школьники ищут ответы на загадки и успешно проходят этапы, которые в конечном счёте рассказывают о природе и о том, как её сберечь.

Это ещё и соревнование. У каждого из наших ребят есть свой «зеленый зачетный блокнот», в который вносятся личные достижения, а по итогам года составляется рейтинг. Самые активные ребята получали призы, которые закупили на деньги президентского гранта.

В рамках проекта школьники с учителями и родителями сажали деревья на Аллее лесозащитников, собирали гербарии, учились декоративной стрижке кустарников и тому, как защитить тайгу от пожаров. Кстати, дети и сами могут научить нас, взрослых, чему-то новому. Например, как дать вторую жизнь вещам, которые считаются мусором. У нас даже прошла выставка поделок ребят.

«Принимаем всех желающих»

- Почему именно квест?

- В переводе с английского языка «квест» - это приключенческая игра. Согласитесь,  обучать, играя и без лишних нравоучений – непросто, но увлекательно. Сейчас 21 век, и поэтому, если педагог хочет быть услышанным, должен быть на одной волне. Кстати, впервые образовательные квест-технологии  в России обоснованы Лауретом  Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года Фонда развития отечественного образования Михаилом Берулавы.

- Радует отклик самих школьников?

- Результат впечатляет. В 2016 году в детское объединение ‒ школьное лесничество входило около триста человек. За три года число участников превысило тысячу. Мы готовы принять всех желающих.

На осенние квест-занятия школьных лесничеств родители записывают своих детей с мая – так много желающих восстанавливать леса, ловить браконьеров, в увлекательной форме изучать окружающий мир, познавать природу родного края.

Проект мы реализовывали в 2017-2018 годах, но квесты так понравились юным забайкальцам, что мы их продолжили, а по итогам 2019-го проект вновь победил в конкурсе президентских грантов. Только мы изменили название. «Лесториум» – развивающее инновационное пространство для членов школьного лесничества». Проект мы готовы представить на межрегиональном уровне. Наш опыт уже перенимают коллеги из Иркутска, Красноярска и Москвы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах