Село Доронинское основано в 1709 году и находится примерно в 150 километрах от столицы Забайкальского края.
«Здесь душа взлетает»
В 80-е годы прошлого столетия было модным открывать уголки и комнаты истории. Особенно в деревнях – чтобы сохранять память о прошлом, беречь наследие. Вот и в селе Доронинское решили оформить такой уголок в школе.
Шло время, педагоги понимали: документов и экспонатов становится много, необходимо расширять экспозиции. У работников Дома культуры появилась идея: организовать настоящий музей – выделить ему отдельное здание, сформировать разделы.
Здание выбрали историческое – бывшую церковно-приходскую школу, которую построили одну из первых в России ещё в 1878 году. Помещение более 120 лет использовалась под разные нужды. В разные годы здесь были спортзал, школа, общежитие.
Ответственной за музеем на общественных началах стала заведующая сельским Домом культуры Лидия Носырева.
- Когда я зашла в бывшее здание церковно-приходской школы, было такое впечатление, что моя душа взлетела, и это, несмотря на то, что помещения были заброшены, рядом ходил скот, но архитектурный вид, что снаружи, что внутри, был бесподобный, – вспоминает Лидия Семёновна. – Меня поразила целостность окон и стен, добротность самого здания. Когда приняли решение целенаправленной работы по сбору экспонатов, пошли с протянутой рукой по дворам и по домам односельчан. Одни над задумкой о создании музея смеялись, другие недоумевали: «Зачем вам это?», и ничего не давали. Но были и те, кто делился последним. Например, бабушка Харитенья Малкова сняла с себя передник и говорит: «Если подойдёт, возьмите!». Этот передник так и остался в экспозиции. Марина Носырева не пожалела своё подвенечное платье и сапожки, которыми восхищаются все посетители музея: каблук у них прибит деревянными гвоздиками.
Открылся Доронинский музей в 1985 году благодаря тому, что сплотились вокруг идеи люди: участники войны, труженики тыла, художники, молодёжь, руководители сельского поселения, колхозники, работники клуба, библиотеки, учителя - словом, все, для кого память имеет большое значение. Все расходы по музею с первых дней взяло на себя правление колхоза имени братьев Сущих и Бургуловых.
Сейчас Доронинский музей входит в состав комплекса. Рядом расположен Дом культуры, памятник землякам, участникам Великой Отечественной войны, как погибшим, так и вернувшимся домой с войны. Здесь же недалеко братская могила погибших в годы Гражданской войны.
История – это люди
Здесь за каждой вещью – своя история и люди, которые держали эти вещи в руках. Новоделов – единицы. Поэтому в Доронинском музее нет ощущения застывшего времени. Здесь живая история. Отчасти потому, что некоторые экспонаты разрешается брать в руки. Например, примерить армейскую каску времён Великой Отечественной войны. Об этом чаще всего просят школьники. И им иногда разрешают.
В Доронинском музее три зала и сени. Постоянно действуют семь экспозиций: «Старый Быт», «Боевая Слава», «Картинная галерея», «История образования села Доронинское» (в том числе история православных традиций), «Село и люди» (колхоз, культура, здравоохранение, образование), «Ингодинское восстание», «Археология». На прилегающей территории – музейный дендрарий.
В Доронинском музее более четырёх тысяч экспонатов: предметы быта, личные вещи жителей села, участников войны, документы, фотографии, картины. Дольше всего посетители задерживаются возле тех, которым очень много лет. Например, банка из-под монпансье датируется 1826 года. Есть ухват, сковорода, утюги. Работники музея показывают, как использовались эти предметы, а не просто рассказывают о них. Например, то, как пряли наши предки, показывает Нина Богодухова - художественный руководитель Дома культуры.
В первой комнате – картинная галерея. Она была первой сельской в Читинской области. Сейчас насчитывается 64 полотна художников, но с каждым годом фонды пополняются новыми работами.
В экспозиции «История села» дольше всего взгляд задерживается на челобитной. Она была составлена 1 февраля 1709 года Герасимом Носыревым и направлена Петру Первому. Среди редких экспонатов - юбка из кулей (так называли мешки). Однажды в село привезли новые кули. Женщины разобрали их и пошили себе юбки. За это их хотели отправить и лишить свободы. Заступился за женщин мужчина из правления колхоза. И им дали эти мешки как премию. Они их выкрасили ивовыми прутиками (были коричневого цвета), а некоторые - еловыми ветками (они были зелёного цвета). Чтобы сберечь этот интересный факт истории, Дарья Игнатьевна Белякова сшила такую юбку из куля и передала музею.
Много дополнительных вопросов вызывает макет Доронинской Богородице-Рождественской церкви. С соблюдением всех пропорций и требований маленькую копию храма сделал Сергей Васильев и передал в дар музею в 2019-м. Макет наглядно показывает, какой церковь была в 1928 году.
В экспозиции «Боевая слава» история Великой Отечественной войны, блокадный Ленинград – истории лихолетья подаются через предметы, личные вещи жителей села. Перевязочный бинт, фляжка, лопатка, которой окапывались перед наступлением, планшет полевого командира, фронтовые письма-треуголки, патефон 1940 года выпуска. Его передала в музей Анна Никитина. Патефон и сейчас работает. Для посетителей включают фронтовые песни в исполнении Ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова.
В музее есть отдельный экспонат – стела с приклеенными рулонами картона. На них много лет назад участники войны оставили автографы и написали свои фронтовые дороги.
Музей спасён!
Доронинский музей мог исчезнуть. В 1989 году из-за электропроводки случился пожар. Клубы дым увидели жители соседнего дома. Но во время подоспела помощь! И всё-таки очень пострадала комната, где представлены предметы старого быта. Сгорело много икон.
- За два месяца Алексей Саревич и Владимир Коновалов устранили следы пожара, - вспоминает директор Доронинского музея Надежда Шемякина. – Умельцы сделали даже больше, чем нужно было. Восстановили ворота, декоративную изгородь, отреставрировали крыльцо, кладовки, изготовлена музейная мебель. Появилась стела с двумя гербами: один – нашего села. А другой, его придумал Алексей Семёнович – музея. Алексей Саревич – реставрировал наличники, деревянные узоры, карнизы. Мечтал о создании части музея под открытым небом, чтобы разместить конные и бычьи упряжки, косилки, балаганы, отдельные виды техники. У него были мысли оборудовать этнографический музей, она знал, как это сделать. Наш музей он называл храмом культуры и храмом памяти.