Примерное время чтения: 7 минут
141

Дождались, пока собьют. Движение электросамокатов урегулируют в Чите

Читинцы спустя три года дождались того, что власти обратили внимание на проблему с движением по городу электросамокатчиков. Однако произошло это только после того, как в День Победы, когда движение средств индивидуальной мобильности (СИМ) должны были ограничить, пострадал ребёнок. О том, как будут регулировать движение электросамокатов, кто будет нести ответственность — в материале «Аргументы и Факты — Забайкалье».

Когда рак на горе свиснет

Большой вопрос возникает о своевременности шевеления городских властей. Ощущение такое, что госпожа Щеглова и её команда действуют по принципу того самого мужика, которой не перекрестится, пока гром не грянет. В случае Читы и электросамокатов тем самым громом стал сбитый 8-летний мальчик и губернатор Забайкалья Александр Осипов.

По словам нашего источника, на оперативном совещании, когда глава региона поручил урегулировать на муниципальном и краевом уровне движение электросамокатов, между Осиповым и Щегловой возникла перепалка: губернатор требовал работать, а сити-менеджер не особо хотела брать на себя ответственность за эту сферу.

Судебный эксперт по делам ДТП Алексей Стрельников считает, что городские власти должны были озаботиться этой темой уже давно — ещё до начала сезона. Кстати, когда в Чите начинается и заканчивается сезон проката самокатов, в проекте постановления не указано.

Учитывая, процедуру выхода в свет документов, действовать постановление начнёт в лучшем случае в начале июле: до 10 июня будут проходить публичные консультации, после — рассмотрение профильным комитетом Гордумы и принятие постановления читинскими депутатами. Ближайшее заседание городской думы после завершения публичных консультаций пройдёт ориентировочно 30 июня.

«Через 10 дней лето, сезон для данного вида транспорта уже начался, пока всё это вступит в силу и начнёт исполняться, уже наступит осень. Можно уже сейчас, хотя бы частично, заняться тем, чтобы обозначить, где можно и нельзя двигаться на электросамокатах, места для парковки и медленных зон», — сказал Стрельников.

Но и эта работа не быстрая. Наш собеседник объяснил, что для установки нужно разработать техническое задание, которое разрабатывается не одномоментно, найти подрядчика через законные процедуры, изготовить знаки, установить их. В том, что эта работа сейчас проводится городскими властями, эксперт сомневается — согласны с ним и мы.

Город не для самокатов?

При внимательном рассмотрении предлагаемого постановления можно понять, что городские власти снимают с себя ответственность за соблюдение ПДД самокатчиками.

«Оператор своими силами и за свой счет в течение всего периода осуществления коммерческой деятельности по предоставлению в аренду СИМ информирует пользователей о необходимости соблюдения Правил дорожного движения Российской Федерации», — указано в тексте документа.

При этом, даже если соответствующие места парковок, медленные зоны и места, где пользоваться самокатами запрещено, будут обозначены в приложении компании, которая занимается сдачей самокатов в аренду, без определённых знаков на дороге даже привлечь к ответственности самокатчика-нарушителя не получится.

«Инспекторы ГИБДД смогут штрафовать тех, кто передвигается на электросамокатах, но только при наличии знаков. То есть водитель может быть привлечён к ответственности, только в случае, если он всесторонне уведомлен. Допустим, на пешеходном переходе у нас есть и разметка, и знак, в этом случае человек будет полностью осведомлён. Получается, если знака не будет, то водитель спокойно может сказать, что это ему делать не запрещено», — уточнил Алексей Стрельников.

Компания-арендодатель самокатов не несёт ответственности за нарушения, допущенные водителями. Они выступают агрегатором, как служба заказа такси. Да, согласно постановлению, операторы проката смогут размещать на парковках самокаты только после подписания договора, действие которого будет приостанавливаться на время ремонта дорог, проведения земляных работ, благоустройства территорий, массовых мероприятий и других мероприятий, реализация которых невозможна без освобождения территории от самокатов.

О том, что сдачу электросамокатов нужно временно прекратить, городские власти будут уведомлять за день. Убирать СИМы с улиц Читы операторы должны будут не позднее 10 дней после завершения «самокатного» сезона.

Что в случае с временным прекращением договора, что в случае с завершением сезона, городские власти снова себя обезопасили: никакой ответственности за оставленные самокаты, согласно постановлению, администрация Читы не несёт.

Не ясно и то, каким образом будет регламентироваться движение для владельцев частных самокатов. И вот мы опять приходим к тому, что кроме постановления городские власти должны установить знаки и нанести разметку.

Да и давайте смотреть правде в глаза: эффективность этого постановления остаётся сомнительной ещё и по тому, что Чита по своей инфраструктуре не предназначена ни для самокатов, ни для велосипедов. Элементарный вопрос: а давно вы видели в городе велодорожки? Создать их можно, но каким образом?

«В целом, велодорожки в центре города сделать можно, но в каких местах и за счёт какой территории. Проезжую часть трогать нельзя. За счёт зелёных насаждений? Тоже нет — нужно думать об экологии. Остаётся только уменьшение тротуара, но и это выйдет не везде. Если на улице Ленина тротуары широкие, то, например, на Бутина или Журавлёва с велодорожками будет проблематично. Ко всему прочему, на всё нужны деньги», — пояснил Стрельников.

А что ПДД?

Важно отметить то, что согласно правилам дорожного движения, на тех, кто управляет средствами индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, не распространяются общие обязанности водителей. То есть человек не должен предъявлять документы, его не привлекут к ответственности, если он уедет с места ДТП, что ещё важно — за нарушение ПДД они отвечают, как пешеходы.

Ещё одно важное уточнение по ПДД: если человек на электросамокате создаёт помехи движению пешеходов, он должен двигаться с их скоростью или спешиться. Давно ли вы видели такое на улицах Читы?

Далеко за примерами ходить не надо — вернёмся к 9 мая. Вечером толпа людей шла по тротуару на улице Ленина на Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев. Самокатчики, движение которых сити-менеджер обещала в этот день ограничить, гнали в толпу. Такая же ситуация была и в самом Парке Победы.

Получается, что те, кто передвигается на электросамокатах элементарно не знают правил дорожного движения. Мысль о том, что тех, кто управляет средствами индивидуальной мобильности, необходимо обязать изучать, сдавать и соблюдать ПДД.

«Возможно, скоро федеральные законодатели к этому придут. Тогда можно будет установить и то, что арендаторы электросамокатов должны будут не просто ввести данные своей банковской карты и оплатить поездку, но и ввести, например, номер специального удостоверения на управление СИМ», — заключил Алексей Стрельников.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах