В Забайкальском краевом краеведческом музее в эти дни проходит фотовыставка Максима Федосеева.
«Показываю то, что снимал в течение десяти лет: от самых первых неловких фотографий (их немного) до сентября сего года включительно. Здесь есть пейзажи, портреты, репортажи, есть снимки социальной направленности, посвящённые общественным проблемам, - отмечает автор выставки.
«Был такой период – накопительный»
Елена Лоскутникова, «Аиф-Забайкалье»:- Максим, в какой момент жизни в ваших руках появился фотоаппарат?
Максим Федосеев: - Сначала был интерес к фотографии чисто эстетический, текущая работа (до 2017 года я работал в научно-редакционном центре «Энциклопедии Забайкалья») включала большой объём обработки изображений.
После некоторого «накопительного» периода внезапно захотелось снимать самому. Желание появилось после наблюдения за особенно красивым закатом. Стало очень жалко, что увиденное не повторится (позже узнал, что, на самом деле, невозможно сфотографировать переживаемое ощущение пейзажа).
- Среди ваших снимков есть портреты, пейзажи, документальные фото. Что нравится снимать больше?
- Пейзажи не снимать нельзя. Их фотографируют все, потому что красиво и понятно каждому. И поэтому это очень девальвированный жанр. Но я, конечно, больше ценю репортаж. Это потому, что плавать интересней, чем просто смотреть на воду. Согласны?
- Отчасти…Получается, вы нашли свой любимый жанр.
- Да. Репортажная фотография и предметная фотография.
- На выставке я отметила то, что ваши работы нельзя смотреть наспех или на бегу. Хочется вглядываться в каждый снимок, вникая в детали и находя в них определённый смысл. Наверное, в этом и есть ценность снимков?
- Ценность снимка заключается в его способности захватить внимание и вызвать в голове бурление. И одно без другого невозможно.
- Вы – историк, краевед, фотограф, научный сотрудник музея, знаю и о том, что делаете видео. А «кого» из перечисленного в вас «больше»?
- Сложно сепарировать самого себя. Конечно, наибольший отпечаток оставляет базовое образование - исторический факультет. С другой стороны, основная деятельность связана с визуализацией. В общем, что-то среднее.
Лоси не следуют расписанию
- Среди ваших фотографий есть те, которыми гордитесь?
- Момент, когда происходит радость от осознания того, что фотография получилась, очень краткий. Поэтому сложно выделить что-то отдельное. Наверное, это все, что связано с вечным летом мира археологов.
Обычно к съёмкам готовишься. Довольно весело бывает, когда фотографии получаются не из того угла, который ожидаешь. Однажды специально с коллегами поехал за триста километров поснимать живописное место. Неожиданно начался затяжной дождь. Разочарованию не было предела. Примерно в половину третьего ночи меня разбудили словами: «Кажется, звёзды появились!». Разбрелись по лесу. Я нашёл ракурс, а объекта нет. Обидно. Пришлось встать в кадр самому. Силуэт – это именно тот случай, когда «на фотографии видны уши фотографа». А фотографию назвал «Сон». Получается, что ехал для съемок красивых закатов, а получился ночной сюрреализм.
Или снимок «Во владении Бабы Яги» - за сутки до этого снимка заметили купающегося лося. Пока подкрадывались к нему на лодке, он демонстративно ушёл. Мне не хватило каких-то пятидесяти метров! Ждал его «в засаде» все утро следующего дня. Но лоси, видимо, редко следуют расписанию. Зато получилось сделать серию неплохих снимков.
- Некоторые фотографы любят, чтобы снимок был «живой». Вы тоже?
- Все любят, чтобы он был таковым. Что не исключает уважение к натюрмортам и предметной съемке.
Конечно, люди чаще реагируют на изображения других людей, на подобных себе всегда интереснее смотреть. Мы же социальные существа. Фотография в данном случае – это такое окно. Вы любите смотреть в окно? Вот машина проехала, вот соседи ругаются, вот парочка обнимается… И всё это почему-то интересно! Снимок жизни из этого окна, видимо, и называется «живой» фотографией. И очень приятно увидеть мгновенную реакцию зрителя на срез реальности, который ты ему предлагаешь. Особенно, если эта эмоция совпадает с той, которая была в момент съёмки у тебя. Это такой момент мгновенного взаимопонимания.
«Увидеть чудо…Это вдохновляет!»
- За какие фотосъёмки вы никогда не возьмётесь?
- Сложно сказать. Не думал об этом. За запрещенные законодательством. Правда, законы сейчас меняются, и не в лучшую строну. В Европе, например, запрещено фотографировать на улицах без согласия людей. А это, фактически, конец репортажного жанра.
- Что вас вдохновляет?
- Успех. Новизна. Вдохновение в окружающих людях (вдохновение заразно).
У детского поэта Романа Стефа есть стихотворение «Чудо»:
…Ты ещё не видел чудо – так пойди и посмотри…,
…Сквозь асфальт у перекрёстка пробивается берёзка.
Это означает, что, если присмотреться, то в мире много необычного и парадоксального, вызывающего удивление и восторг. Вот этот самый чистый источник вдохновения – увидеть чудо.
На фотографии «Вихри враждебные веют над нами» видите Владимира Ленина на фоне туч. Посмотрите, насколько необычные тучи. Я, например, никогда ранее таких не видел. Этакие пузыри прямо над головой. Помню, бегал в отчаянии в поисках объекта для переднего плана. Попался только Ильич.
Или вот этот прохожий с рыжей собакой… Кстати, про рыжую собаку. Совершенно случайно коллеги обратили внимание на то, что у меня на выставке зафиксированы четыре разные рыжих собаки. Тоже, видимо, чудо.
- К чьему мнению вы прислушиваетесь, у кого учитесь?
- Прислушиваюсь к мнению хороших специалистов. У них же и учусь. Кумиров нет, есть некий постоянно пополняющийся набор интересных людей. Узнал, восхитился, спрятал в воображаемый сундучок с сокровищами.
- Как жители районов могут познакомиться с вашим творчеством? Может, есть в планах сделать выставку передвижной?
- В начале следующего года эта выставка будет в Нерчинске. Про онлайн я ещё думаю…Не люблю культуру кликов. Если и буду делать, то, скорее всего, с текстами.
- Мой вопрос преждевременный, потому что вы – молодой фотограф. Но всё-таки спрошу: какое наследие в фотографии вы хотели бы оставить своим потомкам?
- Потомкам надо оставить максимально подробный, интересный, удивительный срез времени, в котором ты жил. Из этих срезов будет состоять картина их прошлого. Чем более объёмно прошлое, тем более полновесно настоящее.