Примерное время чтения: 7 минут
941

Стройка века в Забайкалье - молодость, романтика, патриотизм

Сергей Пермяков: «Протяженность читинского участка БАМа в Каларском районе составила 1498 километров».
Сергей Пермяков: «Протяженность читинского участка БАМа в Каларском районе составила 1498 километров». АиФ

- Легендарная магистраль стала второй в стране железной дорогой, вышедшей к Тихому океану и последней грандиозной стройкой в СССР, - говорит Сергей Михайлович.

«Ударная, всесоюзная!»

Досье
Сергей Пермяков родился в 1955 году в Шилке. По образованию - экономист. Награждён медалями «За строительство БАМ», «30 лет строительства БАМ», «40 лет строительства БАМ» и «Знак ЦК ВЛКСМ за участие в сооружении БАМ».
- Сергей Михайлович, если бы сейчас объявили о подобной стройке, вы бы поехали?

- Если бы был здоровым и молодым - поехал!

- А современная молодёжь легко откликнулась бы на призыв участвовать в подобной стройке, которая проходит в тайге, где нет мобильной связи и Интернета?

- Наша молодёжь не так плоха, как принято говорить о ней. Думаю, многие бы согласились. Сейчас, конечно, главный стимул материальный, но, уверен, что многие поехали бы просто проверить, испытать себя.

- Вспомните, как вы узнали о строительстве магистрали?

- В те годы трудно было не услышать о столь масштабной стройке. Работа велась по всем направлениям, начиная от мощной пропагандистской деятельности и кончая обещаниями поощрять социально и материально молодых строителей. По радио и по телевидению с утра до вечера звучали песни про БАМ, транслировались сюжеты с места строительства. Призыв руководства страны нашёл горячий отклик в сердцах моих современников. Тысячи молодых людей из разных уголков СССР ринулись в сибирскую тайгу прокладывать железную дорогу, возводить города и поселки.

- Насколько мне известно, не всех брали на БАМ…

- Нужно было пройти конкурс. Например, в Шилкинский район, где я жил, пришли всего три путёвки. Кандидатам нужно было собрать справки, предоставить характеристики… Я в те годы был секретарём комсомольской организации, членом комитета комсомола при горно-обогатительном комбинате, на котором, кстати, работал главным механиком ОРСа. После собеседования из трёх путёвок одна досталась мне.

- БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями - через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Вас родители не отговаривали от поездки?

- Родные и друзья гордились мной. Многие по-хорошему завидовали. Когда приезжал в отпуск, встречали как дорогого гостя. Праздник устраивали. А я чувствовал свою значимость и понимал, что приношу пользу своей стране, народу.

Встреча с мечтой

- Когда вы приехали на БАМ, увиденное не разочаровало? Всё-таки быт был не обустроенным, условия труда сложные.

- Байкало-Амурская магистраль - это не рядовая стройка. БАМ - это молодость, романтика, таёжные просторы и новые города.

Мне было интересно испытать себя. Трудности не останавливали. Наоборот, закалялся характер, мы мужали… Сначала читинский отряд отправили на юг Якутии в посёлок Нагорный. Мы рыли котлованы, ставили опоры вдоль трассы ЛЭП. Одновременно осваивали новые профессии - монтёров пути, плотников, лесорубов. Иногда не хватало работы. Приходилось даже ездить в Тынду к руководству Управления строительства «БАМстройпуть» и просить ещё нагрузку.

В январе 1980-го нас отправили на север тогда ещё Читинской области для строительства объектов для основных сил - строительно-монтажного поезда 577, в результате чего при участии других строительных организаций был построен посёлок Новая Чара.

- Уже через два месяца вы стали командиром отряда «Читинский комсомолец». Назначили?

- Ребята выбрали. Я очень дорожил их доверием и старался оправдать надежды. Мы жили и работали, как одна дружная семья. Работа и быт были понятиями неразделимыми. Приходили с работы и продолжали обсуждать проекты, над которыми трудились.

- А вы помните «золотую» стыковку?

- Ещё бы! Это было 29 сентября 1984 года. «Золотая» стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район): встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигающиеся навстречу друг другу десять лет. Радость события можно сравнить, пожалуй, только с рождением долгожданного ребёнка. Музыка, цветы, почётные гости - нужно было видеть праздник, цена которому - многие годы тяжёлой работы. Это, знаете, как встреча с мечтой.

Наша пенсия - смех и слёзы…

- …Строительство БАМа подарило мне встречу с будущей женой. Она приехала открывать книжный магазин, который строила наша бригада. Так и познакомились. В Чаре у нас родилась дочь.

- Вы стали главой посёлка Новая Чара в 28 лет. Не давил груз ответственности?

- Такой должности тогда не было. Я был избран председателем исполкома. А до этого избирался депутатом сельского совета. У меня был накоплен определённый опыт организаторской работы, поэтому особых трудностей не испытывал. В те годы понятие «взаимовыручка» было не простое слово, а смысл жизни.

- Строили БАМ с мыслями, что будет «удоканский комбинат, будет город Удокан...»  Не все надежды оправдались…

- Мечтали, что не мы, так наши дети будут жить в новых красивых городах…. Не удалось… Однозначно и не скажешь, кто виноват. Но, в первую очередь, ответственны, конечно, руководители. Развалили Советский Союз, резко бросились в капитализм. Однако строителями БАМа сделан большой вклад в науку о вечной мерзлоте: найден способ сохранения вечномёрзлых грунтов с помощью термосвай, найдены нетрадиционные решения сооружения продольных линий электропередачи.

- После начала политических и экономических преобразований эпохи перестройки интерес государства к БАМу снизился. Вас это расстраивало?

- Слышал, что журналисты даже придумали для БАМа ярлык «дорога в никуда» и сделали из БАМа символ эпохи застоя. Правда была в том, что строившаяся как высоконагруженная магистраль БАМ на практике оказался малодеятельным участком.

- Вы были членом обкома комсомола, являлись кандидатом в члены ЦК ВЛКСМ, дважды выступали на пленумах... Почему не пошли в политику? Могли бы сделать неплохую карьеру.

- А мне и предлагали, например, идти в депутаты различного уровня …Но я считал, что больше пользы принесу, если буду заниматься производством товаров народного потребления. После работы в Чаре приехал в Читу и создал предприятие по производству деревянных дверей, окон, в том числе евроокон со стеклопакетами.

- Вы, что называется, с кайлом прошли не одну сотню километров. Труд был не лёгким. Довольны тем, как сейчас государство поддерживает бамовцев?

- Судите сами, пенсия 7 300 рублей - это достойная поддержка государства за годы работы в шахтах, на БАМе, на производстве?! Это при стаже 37 лет?! На пенсию я вышел раньше на три года - по северному стажу. Сейчас после нескольких индексаций моя пенсия - около десяти тысяч рублей. Мне даже стыдно об этом говорить… Квартиру мне никто не давал, да я и не просил. Сначала снимал, потом купил - на свои, заработанные.

- Сейчас идёт вторая очередь строительства БАМа. Как это, по-вашему, влияет на развитие экономики Забайкальского края?

- Здесь не нужно быть экономистом, чтобы понимать: развитие экономики, строительство промышленных объектов приведут к улучшению жизни большинства жителей региона. Это новые рабочие места, дополнительные налоги в бюджет.

…Несмотря ни на что, история Байкало-Амурской магистрали продолжается.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах