В Забайкальском крае, как и по всей России, уже началась запись в первый класс. Только в Чите заявления на поступление подали более 2,3 тысяч родителей. Однако далеко не все мамы и папы с уверенностью записывают своё чадо в будущие первоклашки. Многих мучают вопросы: а готов ли мой семилетка к школе? Как ему помочь адаптироваться к новому этапу жизни? Об этом chita.aif.ru спросил практикующих детских психологов из Читы – Татьяну Сумарокову и Дарью Петину.
Какой он, будущий первоклассник?
Для начала определим, какие возрастные особенности присущи 6-7-летним детям. Согласно исследованиям, это возраст постепенного перехода ребёнка от одного вида ведущей деятельности (игры) к другой (обучению).
«К началу школы он должен быть готов, во-первых, физически. Важно учитывать медицинские показания: соматический, неврологический статус в анамнезе; ограничения в здоровье и развитии ребёнка и прочее. Сюда же относится умение работать в команде, подчиняться правилам, физическая подготовка, выносливость, волевые навыки», – рассказывает психолог Татьяна Сумарокова.
Если с этим всё в порядке, специалист советует обратить внимание на второй пункт: педагогическую готовность к школе. Сюда относится общая осведомлённость будущего первоклассника о мире, навыки рисования, счёта, письма. Школы сейчас не предъявляют требований к умению писать и читать в первом классе, однако именно этому направлению подготовки уделяют больше внимания родители.
Наконец, ребёнок для поступления в школу должен быть готов психологически.
«Важно, как первоклассник адаптируется в новой школьной среде, как быстро освоит свою новую социальную роль – роль школьника, как сумеет построить общение, будет ли у него интерес к обучению, сможет ли он вместо игры сесть за уроки…. Ведь большинство клиентских запросов связаны именно с этим!», – говорит Татьяна Сумарокова.
На что обратить внимание родителям?
Специалист краевого центра «Семья» Дарья Петина советует мамам и папам перед школой оценить готовность ребёнка по таким критериям:
- Произвольность поведения. Насколько ребёнок умеет себя контролировать? Знает ли он, что иногда приходится делать то, что нужно, а не то, что хочется? Если ребёнок пока этого не осознает, то произвольность не сформирована. Он еще не дозрел. Ему будет сложно в школе.
- Эмоциональная произвольность. Насколько ребёнок может справляться со своими чувствами? Что я делаю, когда злюсь или раздражаюсь? Я начинаю крушить все вокруг или я могу сказать, что я злюсь, топнуть ногой и выйти из комнаты? Насколько ребёнок может адекватно ситуации проявлять эмоции?
- Мотивационно-волевой компонент. Это желание учиться, пробовать новое. Необязательно тяга к теоретическим знаниям, а в принципе желание что-то новое узнать, сделать.
- Коммуникативный компонент. Насколько он умеет налаживать контакт с другим и людьми? Насколько умеет знакомиться, разговаривать с детьми и взрослыми?
Если родителям трудно оценить поведение ребёнка по этим критериям самостоятельно, можно легко обратиться к специалисту, а также поговорить с педагогами детского сада и дополнительных занятий, куда ходит дошкольник.
Откуда берётся психологическая неготовность к школе?
По мнению специалиста Татьяны Сумароковой, здесь играют роль как факторы, связанные со здоровьем, так и процесс воспитания.
«Чаще всего такой ребёнок мало играл и общался в дошкольном возрасте или совсем не интересовался играми, общением. У него маленький запас знаний, он с трудом осваивал учебную программу дошкольного образования. Возможно, поздно появилась речь», – говорит психолог.
Также обычно не готовы к первому классу ребята не любопытные, с низкой познавательной активностью, тревогами и страхами, эмоциональной неустойчивостью. Причиной ещё может быть низкая самооценка, неуверенность, логопедические проблемы. «Это то, на что следует обратить внимание уже в среднем дошкольном возрасте», – считает Татьяна Сумарокова.
Что делать, если ребёнок не усидчив?
По мнению психологов, это может быть, как особенность внимания у ребёнка, так и обычная незрелость коры головного мозга. До 7 лет дети, как правило, не могут долго сидеть на одном месте и сосредотачивать внимание на одном предмете.
«В данном случае нужно просто подождать, конечно, включать его в разные занятия, учить его соблюдать правила, рамки, нормы. Но при этом важно понимать, что ребёнок просто физически сидеть не может, не ругать его», – говорит Дарья Петина.
Бывает и так, что дошкольника лучше показать неврологу, проверить на гиперактивность. Опять же, такой диагноз выставляется только комиссией специалистов, они же дают рекомендации, как с этим быть.
Как поддержать неуверенного в себе ребенка?
Причиной тревоги за ошибки может быть, как особенность психики самого ребёнка, так и отношение к нему родителей, считают специалисты. Возможно, родители задрали планку и ждут идеальности от малыша, возможно, ему просто не хватает одобрения и похвалы.
«Если ребёнок часто спрашивает: «Я молодец? У меня хорошо получилось?», то это звоночек для родителей, что ребенку недостаточно похвалы. Первое, что мы делаем: замечаем все его успехи, даже самые маленькие», – говорит Дарья Петина.
Также полезным будет обсудить с ребёнком, что все совершают ошибки, рассказать о своём опыте и предложить ему подумать вместе о том, как исправить сделанное.
Надо психологически готовиться к школе?
Чересчур заморачиваться с этим психологи не рекомендуют. А предлагают родителям прежде всего обратить внимание на собственное настроение.
«Даже введено понятие – родительская тревожность. Помните, что ваше состояние считывают детки», – утверждает Татьяна Сумарокова.
А чтобы этого избежать, Дарья Петина советует узнать вместе с ребёнком как можно больше о школе, в которой он будет учиться, о процессе обучения, возможно, сходить на экскурсию и встретиться с будущим учителем.
«Нужно объяснить, что именно он идет в школу, не вы вместе. Но вы будете рядом. Познакомить ребёнка со школой, спросить, какие эмоции вызвало это посещение. Нужно как можно больше узнать о чувствах будущего первоклашки – с чем он связывает поход в школу, о чем мечтает. Это не для каждого ребёнка нужно, но вредным не будет», – добавляет психолог.