Забайкальский фотограф - звезда мирового масштаба

Сергей Цапарь / АиФ

Читинец Сергей Бумагин стал одним из лучших репортажных фотографов по версии международного конкурса 35AWARDS.

   
   

Многое происходит случайно

Елена Лоскутникова, АиФ-Забайкалье: - Сергей, мы поздравляем вас! С большим трудом далась эта победа?

Сергей Бумагин: -  Судите сами: 35AWARDS – крупный  международный конкурс, который проводится с 2015 года. Его организаторы - профессиональное фото-сообщество 35photo.ru. В первый год в конкурсе приняло участие 36 тысяч человек из 110 стран. С каждым годом количество участников увеличивается. В 2019 года участвовали 117,5 тысячи фотографов из 173 стран. Один из них был я. Авторы загрузили свыше 418 тысяч фотографий.

Особое внимание организаторы конкурса уделили системе голосования в три этапа, на каждом из которых ужесточаются критерии отбора. На заключительном этапе лучшие фотографии выбирают 50 экспертов, каждый из которых представляет разное государство. Это делает выбор победителей максимально независимым и объективным.

- Ваш успех стал неожиданностью?

- Я участвовал в премии впервые. Представил восемь фотографий в номинациях «Портрет», «Репортаж» и «Пейзаж». В итоге один мой снимок, на котором запечатлён руководитель читинского клуба зимнего плавания «Родник» Анатолий Хробуст во время крещенского купания, вошёл в число 100 лучших репортажных фотографий года.

Кроме того, я стал одним из 100 лучших репортажных фотографов года благодаря фотографиям с тушения пожара на городской свалке в Ивановке зимой 2019 года.

   
   

Конечно, приятно попасть в топ-100 лучших, учитывая, что в конкурсе участвовали свыше 117 тысяч фотографов. Но я всегда трезво оцениваю свои возможности, и если нет достойных снимков за год, то предпочитаю не выставлять только ради участия. Так что да, надежда на победу была.

- Снимок-победитель был постановочным или всё произошло случайно?

-Вообще в репортаже, конечно, есть место режиссированию, но я редко вмешиваюсь в ход событий. Снимок 100% документальный, сделан зимой на озере Кенон, когда горожане массово приезжали на крещенское купание. Анатолия Хробуста я встретил случайно и поскольку знал его и раньше, решил максимально запечатлеть, как он окунается в ледяную воду. Один из снимков оказался удачным.

Фото: АиФ

«Меня перемкнуло»

- Сергей, вы журналист по образованию. Как так получилось, что стали фотографом?

- Несколько лет назад я занимался туризмом, совершал спортивные походы. Для отчётов нужны были снимки. Так я купил свой первый фотоаппарат - плёночную «мыльницу», название которой уже и не помню. Проявлять плёнку мне было негде, и я обратился в отдел фотографии одной из краевых газет, где на тот момент работал корреспондентом. Плёнку мне проявили, посоветовав выбросить «мыльницу». Вот тогда меня, видимо, и «перемкнуло». Я начал интересоваться фотоделом и пытаться понять, что же не так с моим фотоаппаратом.

Вскоре началась эпоха цифровых камер и в журналистике стали востребованы универсальные специалисты, которые могут и хорошо писать тексты, и в нужный момент запечатлеть событие. Постепенно я стал делать хорошие репортажные карточки, которые печатали на первой полосе нашего издания.

К сожалению, все мои попытки устроится в СМИ Забайкальского края на должность фотографа были тщетными по разным причинам. Сейчас фотография – моё любимое дело, которое ещё и приносит деньги.

- Что самое сложное в фотографировании?

- Самое сложное - ничего не усложнять. Часто излишнее желание сделать очень хороший снимок приносит слабый результат. В спорте есть такой термин - перегореть. Фотографию можно сравнить со спортом. Только твой соперник сидит в собственной голове. Надо с ним дружить.

- ...а что приносит наибольшую радость в работе?

- Конечно, хорошие фотографии. Причём ещё во время съёмки понимаешь, что вот сейчас удалось сделать хороший снимок. Это подстёгивает, мотивирует.

Бывает наоборот: чувствуешь свою бездарность: ничего не получается, щёлкаешь затвором и наперёд понимаешь, что предстоит просто отфарматировать  флешку – то есть работаешь в корзины… Наверное, так и должно быть.

Фото: АиФ

- У вас есть кумиры среди фотографов?

- Хороших фотографов очень много. Сейчас меня больше интересует не конечный результат, а то, как признанные мастера делали свои главные снимки. Часто это не просто стечение обстоятельств, но и настойчивость, смекалка автора и, разумеется, удача. На своём дзен-канале я начал собирать «Истории одного шедевра». Каждая история уникальна. Взять, к примеру, фотографию Эйнштейна с высунутым языком, или снимок Монро с развивающимся на ветру платьем. Или отечественные шедевры - «Комбат» Макса Альперта, «Знамя Победы над рейхстагом» Евгения Халдея. Все мы видели эти фотографии, но то, как они создавались - не менее гениально.

Для чего фотографу фрисби?

- Недавно вы организовали в Чите новое спортивное направление. Для чего это нужно фотографу?

- Вместе с единомышленниками пытаемся развивать в Чите алтимат. Это командная игра с летающим диском (сам диск называется «фрисби», а игра называется «алтимат»). Это официальный вид спорта, по которому проводится чемпионат России, чемпионаты Европы и мира. В США есть своя лига алтимата.

Сейчас, к сожалению, из-за ограничительных мер отменены все соревнования. В планах организовать в Чите первый турнир по алтимату, привлечь к занятиям молодежь. В крупных российских городах этот вид спорта активно развивается именно в вузах, он не требует больших затрат (если не считать поездки на турниры, но это как и в любом другом виде спорта). В Чите же можно играть, купив диск за 500-1500 рублей в зависимости от производителя и всё, на этом траты заканчиваются и начинается отличное времяпрепровождение с пользой для здоровья. Игра бесконтактная, поэтому в неё могут играть смешанные команды, семьи, не боясь получить травму.

- Вы много фотографируете Читу, городские пейзажи. Почему? 

- Не так давно увлёкся историей и генеалогией, и пришло понимание, что нужно сохранить не только в памяти, но и на фотографиях Читу такой, которой я её знаю, где живу почти с рождения.  Город постоянно меняется, и сейчас, к примеру, достаточно мало снимков Читы ХХ века. Да, есть наборы открыток, есть архивы известных фотографов прошлого столетия, но этого явно недостаточно. Многие исторические здания утрачены навсегда.

Сейчас я просто периодически пополняю архив, стараюсь сохранить всё красивое, что есть в Чите. Мои снимки города - своеобразное противопоставление тем фотографиям, которые обычно появляются в СМИ: грязь, коммунальные раскопки, сорванные ветром крыши и другие разрушения, одним словом, - негатив. Мне же приятнее видеть и фотографировать хорошее.

Конечно, если появится возможность, планирую выпустить фотоальбом о Чите.