13 января отмечается День российской прессы. Этот праздник связан с выходом первого номера газеты «Ведомости». О журналистике, о любви к этой профессии и к студентам, о школе журналистики ЗабГУ и о множестве интересных проектов мы поговорили со старшим преподавателем Кафедры журналистики и связей с общественностью ЗабГУ Юлией Поляковой.
Юлия Александровна с 2003 года работает в Забайкальском государственном университете. И столько же - на Кафедре журналистики и связей с общественностью.
«Со студентами не бывает скучно»
Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: - Юлия Александровна, вы с самого начала учёбы в ЗабГУ планировали остаться на кафедре?
Юлия Полякова: - Я не собиралась оставаться в вузе, хотела пойти в редакцию или пресс-службу. Но обстоятельства сложились так, что работа на кафедре оказалась самым приемлемым вариантом.
Скучать не приходится! Ведь каждый год – разный. Да и каждый день разный. Особенно сейчас, когда у преподавателя много задач, помимо лекций и практик. И потом – со студентами не бывает скучно.
- Расскажите, пожалуйста, о Школе журналистики, которая сейчас проходит в ЗабГУ.
- Школа журналистики – это мой авторский проект. Скажу честно, в свое время я заканчивала такую школу, её вела наш редактор газеты «Чадо» Жанна Родионова. Я прекрасно помню, что её понятные и простые занятия давали нам, будущим журналистам очень многое. И подготовили к тому, что ожидаем нас в профессии. Эти же принципы я поддерживаю и сама в нашей школе журналистики.
Мы открыли Школу журналистики четыре года назад. Официально это называется научно-образовательный центр «Медиаобразование». По большому счету, кафедра может предоставить любому человеку образовательную услугу в этой сфере. Но пока активно востребована только школа журналистики. Ежегодно набираем группу 10-15 человек. Это и школьники, которые хотят поступать на журфак, и студенты, которым интересно заниматься журналистикой. Есть и взрослые – кто-то хочет поменять профессию и решил познакомиться с журналистикой поближе, кто-то уже пишет, например, на интернет-порталы, но понял, что не хватает профессиональных знаний. А у нас за полгода основные навыки и базу получить как раз и можно
- Сколько раз в неделю проходят занятия?
- Я провожу занятия раз в неделю. Этого хватает, чтобы и не отвлекаться от основной работы, и успевать делать задания. Учу писать тексты, придумывать варианты сюжетов, идеи. Конечно, разбираем основы журналистики и современные понятия, такие как инфографика, сторителинг, копирайтинг, блоги, социальные медиа. Это все сейчас очень активно развивается, поэтому интересно во всем разобраться.
- Уже поздно присоединиться к вам? Может быть, кто-то после нашего с вами материала захочет пополнить ряды Школы журналистики.
- Присоединиться никогда не поздно! Другое дело, что в этом году мы работаем дистанционно, поэтому с одной стороны - проще. Любому новому ученику я даю материал в электронном виде, по всем темам консультирую и помогаю. А когда мы выйдем учиться офлайн, там уже можно решить – хочется заниматься с группой, или продолжить занятия в дистанционном формате. С группой интереснее, ведь ты видишь чужой опыт и ошибки. Дистанционно - проще, потому что выбираешь удобное для себя время.
«Тёплая книжка» - любимый проект
- Много ли ребят после выпуска из Школы журналистики потом приходят учиться к вам?
- Каждый год 2-3- человека поступают именно к нам. Мы и задумывали школу журналистики с Ириной Викторовной, завкафедрой, как инструмент привлечения абитуриентов. Могу сказать, что мои ученики становятся очень способными и активными студентами. По крайней мере, у нас. Некоторые поступают в другие вузы, но не всегда им там нравится. Кто-то вообще переводится на другие специальности. Тут дело, думаю, ещё и в личности преподавателя. У нас на кафедре много заинтересованных людей, мы взаимодействуем со студентами, с первого курса воспринимаем их почти как коллег. Такое партнёрское отношение есть не везде, и мне кажется, что молодёжь это может оттолкнуть и от факультета, и иногда от получения высшего образования в целом. По крайней мере, в нашей сфере.
- Расскажите о том, какие ещё есть проекты у Кафедры журналистики и связей с общественность, кроме Школы журналистики.
- С 2010 года я организую со студентами фестиваль «ПИАРмания». Его мы тоже придумывали для привлечения школьников в направление «Реклама и связи с общественностью».
Есть игра «ВКурсе», ее проводим с 2014 года. Она нацелена именно на абитуриентов – рассказать о том, как мы учим студентов, чему, кто преподаватели, какие дисциплины, что интересного.
Я курирую выход студенческих газет: и учебной «Твоя газета» и факультетской «Жирафф», слежу за социальными сетями кафедры и вуза. Это не менее важный инструмент для нашей работы и продвижения.
Второй год мы со студентами занимаемся выпуском аудиожурнала «Мировоззрение» - это совместный проект с Региональным центром инклюзивного образования. Специалисты РЦИО готовят материалы, которые были бы интересны незрячим людям, а мы их озвучиваем и монтируем в аудиовыпуск. Журнал выходит ежемесячно, выпуски можно послушать на сайте ЗабГУ.
Постоянно провожу какие-нибудь мастер-классы или тренини по медиа тематике. Раз в месяц кто-нибудь да приглашает. Чаще бесплатно – для студентов или волонтеров.
Мой самый любимый проект – «Тёплая книжка». Ещё лет 10 назад Ирина Викторовна приехала кажется из Челябинска и рассказала, что там на журфаке выпускники пишут на память о себе короткие эссе – о преподавателях и годах учебы. Нам понравилась эта идея, и я стала каждый год собирать с выпускников такие короткие эссе-воспоминания. Они пишут их перед Новым годом, а потом я верстаю все в небольшую книжечку, ставлю их фотографии с разных курсов и дарю на выпускном. За полгода они и сами забывают, кто о чем написал, к тому же для остальных - это сюрприз. Да и преподавателям, думаю, интересно читать о себе.
- Много мероприятий! И все они такие разные и по срокам, и по массовости. За один календарный год можно собрать богатое творческое и портфолио. Так?
- Да, можно. Оно у меня большое. Но сейчас я склоняюсь к тому, чтобы поменьше участвовать в мероприятиях, и побольше заниматься своей Школой журналистики. Мне сейчас очень интересная тема визуализации информации – она требует и времени на изучение, и на создание инфографики, например. Поэтому проекты стараюсь передавать молодым. Благо, что студенты у нас есть всегда, организовать их на проведение мероприятий уже несложно.
- Вам приходится, организуя ребят на мероприятия, отрывать их от учебы. Как на это смотрят коллеги-преподаватели?
- Я против того, чтобы проводить мероприятия во время учебы. Если только это не учебные мероприятия. Например игра ВКурсе проходит в течение дня, но это и опыт для студентов: они сами проводят занятия, слушают друг друга, общаются со школьниками. Это тоже важная часть обучения, коммуникации. А другие проекты, типа Тотального диктанта, Дня тренингов, конкурсов, мы проводим в выходные или в вечернее время. Так что никаких конфликтов нет. К тому же, я принципиально не заставляю студентов в чем-то участвовать. Не хочешь – не надо. Незаинтересованные люди хуже вредителей, толку от них мало, а настроение портят всем.
Человек - как автомобиль?
- Юлия Александровна, мне кажется, что ваш день расписан буквально по минутам, поскольку вы – многогранная личность, и работа у вас разноплановая. Интересно, как идёт Ваш день?
- День, как и жизнь, – каждый раз разный! До пандемии было много всего, особенно мероприятий, встреч, проектов. В понедельник у меня уже есть план на всю неделю и даже на выходные. И честно говоря, я рада такому стечению обстоятельств. За полгода удаленной работы я смогла больше заняться домашними делами, сделать интересные презентации для студентов, чаще уделяю время своему блогу.
- Дипломов у вас на стене за спиной очень много. У каждого, наверное, своя история успеха. Расскажите, пожалуйста, про тот, который связан с самыми горячими воспоминаниями.
- Дипломы висят больше для дизайна. Чтобы люди приходили на кафедру и видели, чем мы тут занимаемся кроме учёбы. В чем участвуем, с кем сотрудничаем. Это важно.
Самая приятная победа – это две грамоты за 1 место в интеллектуальной игре, которую проводит вузовский профком и клуб интеллектуальных игр. Мы дважды участвовали в ней с коллегами из пресс-службы, кстати, там в основном наши выпускники. И дважды выиграли у наших же коллег-преподавателей. Это было волнительно, ведь играешь с равными, даже более опытными людьми.
- А чем вы занимаетесь вне стен университета?
- В основном всем, связанным с работой. Я ещё ведь и главный редактор газеты «Университет», каждый месяц занимаюсь сбором материалов, подготовкой, даже развожу газету сама по корпусам ЗабГУ.
Довольно много времени посвящаю своей каналу #ЯЖПРЕПОД. Это познавательный канал на YouTube, снимаем познавательно-образовательные видео. Уже сняли 70 с лишним серий. Материал я кстати использую в работу со студентами. Это удобно – они смотрят основной материал на видео, а на парах мы уже все обсуждаем и делаем задания.
Дома люблю заняться рукоделием: шью, вяжу, выращиваю цветы, к Новому году мастерю какие-нибудь подарочки для друзей. Кстати, с друзьями и близкими люблю общаться вживую, на это тоже трачу довольно много времени. Мне кажется, такое общение важно – оно и заряжает, и дает поводы поразмыслить.
- Как Ваши родные относятся к такой круглосуточной занятости?
- А у них нет этого ощущения- что я постоянно занята. Мама и папа тоже много работают, думаю, у меня от них вся эта активность. Муж тоже не против моей занятости, ведь он сам когда то был заместителем командира части по воспитательной работе. К тому же, вечера я стараюсь проводить дома, приглашать друзей.
- Я не могу не спросить про детство. Оно, наверное, тоже предопределило и вашу профессию, и жизненный путь.
- Детство выпало на 90-е годы. Было весело. Это были интересные годы в «Чадо», где меня все-таки переубедили идти учиться на переводчика. Затем я заканчивала лицей, и там была удивительная творческая атмосфера, многое мы придумали и смогли реализовать именно за два года обучения там. Самые безумные творческие идеи, концерты, игры. В конце 90-х я поступила на филфак, тогда не было такой движухи, как сейчас, но мы могли себя развлечь. Самым главным событием тогда была «Смена» – студенческий лагерь, собирались команды всех вузов Читы. Учились, общались, придумывали идеи. Многие с тех «Смен» состоялись в жизни. Я постоянно подрабатывала внештатно в газетах, так что у меня были и карманные деньги, и много знакомых, и время на общение!
- Есть какой-то секрет, как всё и везде успевать, как не терять интерес к жизни?
- Надо оставаться самим собой. Человек – как автомобиль, может ехать где угодно, по разным дорогам, будут разные пассажиры, даже водители. Но он все равно будет оставаться автомобилем. Главное, вовремя заправлять и следить за состоянием. Это я делаю исправно и с собой.