26 сентября, Чита - АиФ-Забайкалье, Елена Лоскутникова. Какие проблемы испытывают слабослышащие и глухие забайкальцы? Как они адаптируются к окружающей среде? Об этом – в интервью с Татьяной Севера, руководителем Регионального отделения Всероссийского общества глухих.
Было 11 спецшкол
Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: Татьяна Владимировна, как начинался ваш путь в сурдологию?
Татьяна Севера: Я родилась в Республике Саха (Якутия). В детстве получила травму уха. Потом было осложнение и частичная потеря слуха. Обучалась в школе для слабослышащих в городе Улан-Удэ. Там и научилась жестовому языку.
- В вашем региональном обществе глухих на учёте состоит 462 человека. А сколько всего забайкальцев имеют проблемы со слухом?
- На этот вопрос никто не ответит. У многих ведь с возрастом появляются проблемы со слухом. Как таких пересчитать?
Но, по данным Бюро медико-социальной экспертизы, инвалидность по слуху имеют 431 забайкалец (334 взрослых и 97 детей).
Я заметила, что в основном глухота у забайкальцев – это следствие перенесённых заболеваний и осложнений. Семьи, в которых глухота – наследственное заболевание, я могу пересчитать по пальцам.
- В Чите существует школа для глухих. Сотрудничаете с её представителями?
- Пока не могу сказать, что у нас складываются какие-либо тесные отношения... В школе теперь обучаются не только глухие и слабослышащие дети, но и ребята с задержкой психического развития, с ДЦП, а также с другими заболеваниями. Словом, это теперь коррекционная школа, а не специальная, как было раньше. Мне кажется странным – там учат глухих говорить вместо того, чтобы обучить жестовому языку…
А вообще, в Забайкалье первая школа для глухих детей появилась в 1923 году. В ней учились также ребята из Дальнего Востока и даже Маньчжурии. Обучать их из Парижа приехала Екатерина Казаринова. В 40- е годы в нашем регионе действовали уже 11 спецшкол для глухих и глухонемых детей, в том числе крупнейшие, – в Хохотуе и Мильгидуне . А в 62-ом центром таких учреждений стала Чита.
Не рядом, а вместе
- С какими трудностями сталкиваются глухие и слабослышащие забайкальцы?
- Проблем хватает, а главная из них - трудоустройство. Кем мы можем работать? В основном – дворниками, уборщиками.
Есть федеральный закон, согласно которому руководитель обязан трудоустроить инвалида, если штат более ста человек. Таких предприятий в крае много, но, надо признать, людей с ограниченными возможностями неохотно берут на работу. А ведь они могли бы трудиться и фасовщиками, и бухгалтерами, и парикмахерами, и кухонными работниками. Но не идёт пока общество нам на встречу!
Раньше машиностроительный завод в Чите функционировал в полную силу – слабослышащих немало там работало. А сейчас… Многие уезжают в соседние регионы. Например, в Улан-Удэ, инвалидами по слуху укомплектован почти весь штат локомотивно-ремонтного депо.
- Из наших деревень, наверное, уезжают в первую очередь…
- Да, все, кто может, сначала перебирается в Читу. В деревнях работы нет, и условия проживания невыносимые
Осложняют нам жизнь ещё и сотрудники медико-социальной экспертизы. Например, пишут в индивидуальной программе реабилитации (ИПРА), что глухие «не нуждаются» в протезировании и ортезировании Почему? А если настанет тот момент, когда человек надумает сделать кохлеарный имплант, и что тогда? За свой счет платить бешеные деньги? И ещё есть один пункт: «Содействие в трудоустройстве» - не нуждается? А это почему так излагают? А вот ещё смотрите, у меня в ИПРА написано: «Противопоказаны работы, требующие речевого контакта». Это как понимать? Я постоянно принимаю участие в разных конференциях, меня приглашают выступить на различных собраниях. В октябре еду в Москву на юбилейный концерт, посвященному 90-тию Всероссийскому общества глухих.
Также в карте ИПР прописывают и то, что глухие не нуждаются в профессиональной ориентации. Получается ни образование нам не получить, ни повысить квалификацию! Я понимаю, что сотрудники МСЭ не по-своему желанию ярлыки вешают. Значит, надо менять законы. В развитых странах инвалиды – по зрению, - по слуху – разные – живут не рядом с обычными гражданами, а вместе!
- Но известны же примеры, когда слабослышащие поступают в вузы.
- Да, в ЗабГУ такая практика есть. В прошлом и в этом году 13 человек слабослышащих и глухих поступили в вуз (по специальности «Социальная работа»). С трудом, но удалось добиться этого.
К сожалению, в Чите нет возможности инвалидам по слуху получить профессиональное образование в специализированном учебном заведении. Поэтому ребята уезжают в Благовещенск – чтобы получают профессию стоматолога или лаборанта, в Челябинск – чтобы в будущем стать сварщиком, токарем или слесарем, в Новосибирск – там получают профессию программиста и художника.
Снять с учёта - через суд
- Вы несколько лет боритесь за то, чтобы в крае появилась диспетчерская служба для глухих. Но дело дальше разговоров так и не идёт?
- Очень надеюсь, что такая служба появится у нас в ближайшее время. Проект этот задуман в рамках программы «Доступная среда». Деньги выделены. Острая необходимость в появлении диспетчерской службы назрела давно. Дело в том, что у нас в Чита два сурдопереводчика, и в Петровске-Забайкальском один. Но даже и те, которые есть, не могут постоянно сопровождать глухого человека – в поликлинике, в магазине, в паспортном столе и т.д.
- Насколько мне известно, каждому глухому человеку положено определённое количество часов сурдоперевода…
- Да, каждому положено по 40 часов в год. Но при этом проезд к месту сурдопереводчику не оплачивается, часы просиживания в очереди, в БТИ, например, тоже. Вот и хотелось бы, чтоб в каждом учреждении, куда обращается инвалид по слуху, были приобретены планшеты и по средствам скайпа выходить на связь. Например, человек с тугоухостью находится в поликлинике. Врач что-то объясняет ему, а сурдопереводчик в режиме он-лайн жестовым языком переводит.
- Прокомментируйте споры, которые разгораются сейчас между вашей организацией и специалистами психоневрологического диспансера.
- Поскольку сейчас закон разрешает управлять автомобилем инвалидам по слуху, забайкальцы стали активно проходить обучение в автошколах. И каково же было наше удивление, когда проходя медосмотр, выяснилось, что многие из слабослышащих стоят на учёте в психоневрологическом диспансере. Кто их поставил? Когда? Почему родители детей об этом не знают? Доходит до абсурда. Мальчик приехал с семьёй в Читу 15 января 2009 года, а сейчас мы узнаём, что он с 13-го числа на учёте в ПНД. Идём разбираться, а нам говорят: «Сняться с учёта можно только через суд».
- Наша редакция может подключиться к решению проблемы…
- Спасибо. Мы планируем писать жалобу в прокуратуру. Если не поможет – пойдём в суд.
- Невесёлая у нас с вами беседа получилась…
- Проблемы – проблемами, а жизнь продолжается! Если руки опускать – так и до депрессии недалеко. Мы активно занимаемся спортом – на краевой спартакиаде взяли много золотых медалей, занимаемся творчеством, рукоделием, приглашаем на встречи специалистов различных министерств и ведомств – чтобы не отставать от жизни, быть в курсе того, что происходит, что и как меняется, в том числе в законодательстве. Сейчас мы заняты подготовкой сразу к трём мероприятиям: празднованию Дня глухих, Дня пожилого человека и «Золотой осени». «Золотую осень» мы проводим каждый год -это своеобразное открытие сезона после отпусков.
- Чему стоит поучиться нам, здоровым людям, у глухих?
- Думаю, с уважением и пониманием относиться к окружающим, не быть равнодушным к происходящему вокруг, уметь протянуть руку помощи другу, соседу, коллеге. Ведь мы такие же, как все здоровые люди, только воспринимаем мир иначе.
Смотрите также:
- В Чите работает президентская программа по подготовке управленческих кадров →
- ...При каких условиях нуждающийся может бесплатно получить протезы? →
- Ксения Бузина - покорительница Москвы →