Встреча с медведем: человек выжил лишь чудом

В Сохондинском заповеднике – беда. На одного из сотрудников напал медведь. Отбиваться было нечем. В итоге – здоровье сотрудника под угрозой.

   
   

Отбивался руками

Медведи всегда были и остаются грозными хищниками. В разное время они нападали на грибников, охотников и даже простых забайкальцев. В прошлом году, например, в сентябре зверь загрыз женщину в Хилокском районе, которая вышла недалеко за своё село, чтобы набрать воды в роднике.

Недавно группу из нескольких человек высадили в верховьях реки Киркун, что в Кыринском районе. Инспекторы Сохондинского заповедника, вероятно, должны были инспектировать и патрулировать территорию. Оружия у мужчин не было: ни огнестрельного, ни травматического, ни каких-то других для самообороны.

Один из инспекторов, Олег Фёдоров, отошёл от лагеря. Неожиданно на него напал медведь. Мужчина отбивался руками, сумкой, а, когда зверь ушёл, по рации вызвал коллег.

На вертолёте истекавшего кровью инспектора Сохондинского заповедника, у которого оказались сильно повреждены ноги и требуется операция, доставили в Читу.     

Перед зверем беззащитны

Как удалось выяснить, инспекторам уже несколько лет не выдают ружья. Во время рейдов они абсолютно беспомощны и беззащитны перед встречей с хищниками. Почему? К сожалению, мы не смогли дозвониться до директора заповедника – его сотовый телефон был отключён.

А ещё несколько лет назад тех, кто патрулирует лесные зоны, ловит нарушителей, следит за экологией, трудно было себе представить без средств защиты. Иначе как можно противостоять, в первую очередь, дикому зверю?

   
   

 Кстати, в прошлом году в декабре на территории национального парка «Чикой» медведь разгромил кордон инспекторов. Он разломал крышу, порвал документы, мебель, технику. Хорошо, что на тот момент на кордоне не было людей.

Сейчас Олег Фёдоров находится в хирургическом отделении в состоянии средней тяжести. Полицейские по делу проводят проверку.

«Не все случаи прошлогодних нападений медведей были столь трагичны и стали известны общественности, - комментирует научный сотрудник Даурского заповедника Вадим Кирилюк. - Мой коллега - опытный полевик и охотник заранее приготовил оружие, поэтому, когда неожиданно появившийся медведь ринулся к открытой двери зимовья, успел его застрелить. Выходы медведей к человеческому жилью в осенне-зимний период обычно связаны с недостатком корма. Кедровый орех, ягоды - основная пища медведя в крае перед спячкой. В прошлом году, как отмечают коллеги, как раз был неурожай после нескольких благополучных лет, во время которых медведей стало больше.    Не накопившие достаточное количество жира медведи бродят голодные в поисках любого пропитания. Даже в открытые степи вышли. В это время они агрессивны, а некоторые осмеливаются напасть на человека. Вероятна еще одна причина - в Забайкальский край могли подойти медведи, спасавшиеся от сильных пожаров на севере Красноярского края, Иркутской области, Якутии. Это лишь предположение. Подобные массовые исходы диких животных во время природных катастроф - явление известное. К сожалению, никто эти процессы не отслеживает. Что делать, чтобы этого не было? Тут, к сожалению, первопричины этих нападений не устранишь - на урожай шишек и ягод не повлияешь. Медведь не очень привлекателен для охотников в крае, очень трудозатратная охота на него. Но охотиться нужно - такой зверь должен испытывать страх перед человеком, а любая попытка из добрых побуждений подкормить медведей, особенно вблизи населенных пунктов, - крайне опасна и должна пресекаться.  Самое главное - вовремя отслеживать ситуацию. Оценку численности медведя и запаса его кормов, упитанности перед спячкой необходимо проводить регулярно. В случае опасности - оповещать население и предпринимать меры по изъятию медведей-шатунов.  Некрупных медведей-шатунов надо  усыплять и, немного откормив, перевозить в глухую тайгу. Как быть со взрослыми? В любом случае, необходимо действовать по обстановке и понимать, что ценна жизнь каждого дикого зверя. Если медведь уже совершал нападения на человека или делал попытки нацеленного нападения, то таких, без сомнения, надо отстреливать».