«Союз добровольцев» в Забайкалье – одна из сильных и постоянно работающих общественных организаций. Уже 7 лет крепкий костяк неравнодушных ребят готов прийти на помощь без преувеличения в любую минуту. Об этом рассказала руководитель регионального отделения СДР Кристина Рахманова.
Вместе эффективнее
Олеся Горлова , «АиФ-Забайкалье»: Что из себя сегодня представляет Союз добровольцев в Забайкалье?
Кристина Рахманова: Это не менее 300 добровольцев от 20 лет и старше. Чаще всего это осознанные волонтеры, уже не студенты, четко понимающие, что и зачем мы делаем.Удалось сплотить добровольцев разных направлений. Например, мы являемся территориальным ресурсным центром Всероссийской коалиции НКО «Забота рядом», призванной объединить организации, работающие с одинокими пожилыми гражданами.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь?
- Есть проблема не до конца выстроенной коммуникации с органами власти. Отсюда недопонимание, когда нами откровенно пользуются, называя наши добрые дела предвыборными лозунгами и выдавая это за какую-то предвыборную программу. И все чаще мы выбираем возможность работать отдельно от власть имущих. Хотя вместе мы можем быть намного эффективнее.
- Какие проекты реализуете и планируете?
- Сейчас мы реализуем проекты и программы, больше направленные на поддержку семьи и детей. Помогаем беременным женщинам в рамках сотрудничества с фондом «Спаси жизнь», который оплачивает работу психологов по доабортному консультированию.
Для сбора помощи самым маленьким - «Сухой сон». Для ребят, уже попавших в социальные учреждения - проект «Я хочу домой», в рамках которого добровольцы-фотографы делают красивые фото для базы на усыновление. Помогаем в улучшении жизненной ситуации кровной семьи, чтобы ребенок как можно скорее оказался дома с мамой или папой.
Для подростков 12 лет и старше у нас реализуется проект «Наставничество», который появился в регионе за счет поддержки фонда «Солнечный город».
Профилактика социального сиротства – важное направление работы для нас. Мамочки, попадая в трудную ситуацию, не всегда знают, куда обратиться. Часто узнают о нас из пабликов в соцсетях, где оставляют свои анонимные просьбы о помощи и вопросы. Помочь семье сегодня, чтобы завтра дети не оказались в детском доме, для нас важно.
Системно у нас работают «ДоброСклады» в Чите и некоторых районах края. Это пункты приема помощи от населения.
Давайте беречь семью
- С какими категориями граждан приходится работать?
- Чаще мы в своей работе сталкиваемся с одинокими женщинами, которым нужна поддержка. Нередко это еще и многодетные матери или воспитывающие детей с ОВЗ. Благодарными за помощь из 10 таких женщин остаются в лучшем случае 2-3. Иногда приходится довольно жестко говорить о том, где добровольцы, а где государство. Считаю, что такая иждивенческая позиция продиктована тем, что они часто обращаются за помощью в госорганы, которые не могут отказать без оснований и часто вынуждены терпеть нарастающее хамство.
Повышать грамотность в этом вопросе среди населения – тоже наша задача. Стараемся корректно разъяснять на первых встречах, что мы — это общество, готовое протянуть руку. И вправе без объяснения причин и выяснения отношений отказать в помощи, если чувствуем, что она не во благо.
- По твоим оценкам, решается ли хоть как-то сейчас проблема социального сиротства?
- Сирот при живых родителях в детских домах 97-98%. И это катастрофа. Проблему видят все. С ней работают. Сейчас система поворачивается больше в сторону сохранения кровной семьи. Хотя опросы показывают, что еще большая часть народа, и даже родителей, считают, что детям будет лучше в Центре помощи, чем в семье. Там он одет и накормлен, говорят они. А дыра в душе – травмы… Что ж, вырастет и благодарить будет.
Система перестраивается долго. Долго меняется мышление сотрудников органов опеки. Уверена, пройдет время, и за институт семьи будут стоять горой.
Добровольцам нужна поддержка
- Какова роль добровольчества в это неспокойное время?
- Роль добровольца сейчас высока, и государство это видит. Другое дело – как оно это использует. Добровольцы всегда первые там, где нужна помощь. Более мобильны в принятии решений и не забюрократизированы, как госорганы. Другой вопрос, что на уровне страны почему-то годами идет упор на развитие событийного добровольчества больше, чем остро нужного социального. Видимо, событий радостных у нас больше, чем проблем в обществе. И пока одни работают, другие фестивалят, увеличивая эту пропасть в понимании добровольцами и государством их роли.
- Оказывают ли волонтеры Забайкалья помощь беженцам из Украины?
- Если беженцев будет принимать наш край – мы окажем помощь. А куда-то отправлять попросту нет возможности, и нет таких вещей, которые принимают для этой категории нуждающихся: запрос идет на новые вещи в цельной упаковке и с бирками. Если беженцы будут в Чите, то, как и в 2014 году, мы окажем им всестороннюю адресную поддержку.
- Каково это вообще видеть постоянно чужую беду?
- Быть добровольцем именно в социалке тяжело. Это работа с людьми, с их бедами и психологическими травмами. Многих периодически посещает мысль бросить все и уйти. Но это уже часть тебя. Поэтому берешь себя в руки, выдыхаешь и идешь дальше. Здесь, конечно, не хватает поддержки специалистов. Давно говорю о том, что добровольцам нужны супервизии с психологами, чтобы можно было раз в месяц обратиться за консультацией и восстановиться.
- Что для тебя успех в твоей работе?
- Успех для меня – это положительный результат от работы. Это вовремя оказанная помощь. Когда меняется взгляд общества на проблему или рождаются новые законодательные инициативы.