Танкисты «становятся» подводниками?

В Окружном учебном центре по подготовке младших специалистов мотострелковых и танковых войск (Чита) прошли занятия по подводному вождению.

   
   

Подготовке - особое внимание

Вододром расположен недалеко от Окружного учебного центра. Его глубина составляет 4,5 метра, длина и ширина примерно 250 и 100 метров соответственно.

Командир учебной роты майор Алексей Агапов  строит на плацу курсантов и доводит требования безопасности, ставит задачи. Ребятам предстоит погружаться в танках на глубину несколько метров, осуществлять движение в заданном направлении в условиях полного отсутствия видимости и визуальных ориентиров по специальным приборам – гирополукомпсам. Кроме этого, под руководством командиров подразделений курсантам предстоит продемонстрировать свои умения действовать при вынужденной эвакуации личного состава и техники в случае условного затопления.   

«Волнуюсь!», - запрыгивая на броню боевой машины и исчезая в проёме люка, бросает мне механик-водитель танка Т-72Б курсант Никита Шорохов.  

Пройдёт буквально несколько минут, и танк, в котором находится Никита со своими сослуживцами, двинется к воде.

«Волнение – это нормальное состояние для курсанта, страх естественен и понятен, - комментирует майор Агапов. – Но вы за наших бойцов не переживайте! Сегодняшнему дню предшествовала большая подготовительная работа, в том числе с психологами».

Для допуска к подводному вождению курсанты Окружного учебного центра прошли курс легководолазной подготовки, на специально затапливаемом макете танка выполнили нормативы по использованию изолирующего противогаза и эвакуации из  боевой машины при остановке двигателя,  изучили специальные сигналы под водой и аварийно-спасательные инструменты.

   
   

Танки перед подводным вождением подвергаются тщательной герметизации. Башня «вжимается» в корпус, на края люков устанавливаются резиновые прокладки, на дульный срез пушки – водонепроницаемый чехол-колпак, выхлопная труба двигателя оборудуется клапанной коробкой.

Кстати, преодолению водных препятствий в Вооружённых Силах РФ уделяется большое внимание, ведь в случае вооружённого конфликта переброска боевых машин способна повлиять на исход стратегической операции: преодолев, предположим, реку без мостов и понтонов, бронетехника может наносить внезапные массированные удары.

Преодоление водоёма - самый сложный элемент

Пока майор Агапов объясняет мне этапы подготовки подводного вождения, на противоположной стороне вододрома уже показалась башня танка. Т-72Б медленно выезжает из воды. Капли воды стекают со стальной брони, и я слышу слова командира подразделения «Молодцы, ребята!». Позднее я ещё раз подойду к Никите Шорохову и на мой вопрос: «Какие впечатления?» парень улыбнётся: «Выехал – выдохнул. Всё хорошо. Очень понравилось!».

По словам самих курсантов, подводное вождение требует большой выдержки, сосредоточенности и стрессоустойчивости. Под водой танк движется вслепую, поддерживая определённые обороты, ползёт на первой передаче, в случае необходимости – маневрирует очень плавно. Непросто соблюдать полное молчание, пользоваться передатчиком можно лишь в нештатной ситуации.

…Всего в рамках плановых учений около 400 курсантов Окружного учебного центра освоили в сентябре подводное вождение танков и БМП.

Подводя итог плановых сентябрьских занятий, начальник учебного отдела Окружного учебного центра по подготовке младших специалистов мотострелковых и танковых войск подполковник Вадим Радченко отмечает: «Преодоление водоёма – пожалуй, самый сложный элемент боевой подготовки.  Основная трудность состоит в том, что управление происходит без переключения передач, ориентиром служит голос командира и гирополукомпас. Но, как руководители занятий, так и курсанты были хорошо подготовлены к занятию на вододроме. При управлении машинами механики-водители показали высокую боевую выучку».