Позже Брик служил с действующим депутатом Госдумы от Забайкалья Андреем Гурулёвым в городе Борзя. Затем ушёл на пенсию и вернулся в школу. Сначала в посёлок Пограничный Приаргунского района, потом поработал в нескольких школах Читы и района.
На специальную военную операцию Игорь Брик попал после того, как занял пост руководителя боевого братства региона.
«Мы тогда простились уже с некоторыми нашими парнями. И позвали меня тогда на открытие парты Героя в школу №24. Это было 16 мая, как сейчас помню. Я сам был в горячей точке, и когда видишь, что молодые парни, которым жить да жить, погибают, это всегда боль. Тогда мне и позвонили из военкомата», — рассказывает Брик.
Предложили отправиться на Донбасс в качестве кадрового офицера. Согласился без лишних вопросов, и уже 19 мая 2022 года прилетел в Ростов-на-Дону.
Там Игорь Брик попал в батальон БАРС-17, стал его командиром - единственным забайкальцем. Он водит танки Т-62, Т-72, имеет опыт и в мотострелковом деле. 13 июня мужчина оказался в горячей точке.
«Сначала мы зашли в Луганскую область. Был страшный бой. Миномётные обстрелы по нам, танки, артиллерия, пешие противники, плюс вертолёт прилетел. Бойцам тяжко пришлось», — подмечает бывший командир.
Игорь Брик признаётся, что тогда в Луганской области в его батальоне не обошлось и без потерь.
«Командир должен боевой дух ребят всё равно поднимать. Там ведь реально страшно, только дурак не боится. Война, она двоек не ставит, здесь либо выжил, либо погиб. Я тогда собрал товарищей и сказал: «Жить хотите — слушайте», — отметил Брик.
Мужчина обещал вернуться к 1 сентября - встать на линейке вместе с классом, которым руководил.
«Отряд — молодцы, мы спину нашим войскам прикрывали, получается. Была ситуация, сорвали подрыв техники, задержали противника и передали органам. Другой случай - машина подъехала к посту, а там противник, бойцы их оттуда быстро достали и тоже органам передали», — поделился воспоминаниями Игорь Евстафьевич.
На дежурство военнослужащие заходят сутками, спать и расслабляться здесь не принято.
«Мужики все у нас домовитые были, возраст, как-никак. Тот, кто не на дежурстве, — готовил костры и воду кипятил для тех, кто придёт с поста. Ребята приходили и мылись, там 10 литров воды хватало, даже много казалось», — заявляет бывший командир БАРСа.
Раз в 10 дней у бойцов была почти настоящая баня, приезжал большой АРС и в нём грелась вода, там отряд и мылся. Заходя в мирные населённые пункты, военнослужащие встречались с населением. В основном, это были старики и инвалиды, остальных эвакуировали.
«Местных было очень мало. Мы где стояли, старались им помочь питанием, ну как помогали - что сами ели, тем и с ними делились», — говорит офицер.
Реагировали люди тоже по-разному. С хлебом и солью никого не встречали - народ был испуган. Многие говорили скромно «спасибо».
«Это было очень приятно. Были и те, кто устал от боевых действий, они говорили: «Мы знали, как жили в СССР, мы знаем, как живут на Украине, но мы не знаем, как жить при России», — поясняет Брик.
И в отряде ситуации бывали разные: артналёты, окопы и страх. Бояться — не страшно, страшно — поступить неправильно.
«Бывало такое, что смотришь солдату в глаза, а у него страх. Нельзя такого в бой отпускать. Вот я садился к нему в окоп, и мы сидели, по 3-4 сигареты скурили и просто глаза в глаза друг на друга смотрели. Молча, там слов не надо. Спустя время он говорит: „Командир, ты что тут делаешь?“. А я отвечаю: „Я с тобой сижу, смотрим друг на друга, успокаиваемся“. И вот тогда, он говорит: „Спасибо, командир“. Вот эта простая благодарность от того мужика, добровольца, дорогого стоит», — делится забайкалец.
Приходилось иногда командиру вместе с ребятами и трубы варить.
«Ещё один случай был: захожу в отряд, а парень-сварщик, трубы делает. Подхожу к нему, говорю: „Дай-ка мне, помогу“. Он отвечает: „Что, заварить сможешь, командир?“. Я беру аппарат, защиту, свариваю трубу. Солдат смотрит и удивляется „Не понял, подполковник варит, толково будет, ребята“. Так и поднимали боевой дух друг другу, как могли, старались. Отчаиваться там нельзя. Или вот ещё был случай, сидит в окопе солдат, в артналёт попал. Я к нему прыгаю, спрашиваю: „Страшно? — Страшно. — Боишься? — Боюсь. — И я боюсь, давай вместе бояться“. Так и сидели мы с ним весь налёт», — отмечает он.
На «гражданке» остались у учителя жена, трое детей и внуки. Вместе с супругой они уже более 30 лет. На связь с ними Игорь Евстафьевич выходил нечасто, раз в две недели.
«Звонили они мне, конечно, но отвечал я редко. Переживали все. В такой ситуации, каждую минуту думаешь только одно: «Лишь бы живой».
Учитель с передовой
Вернулся Игорь Брик в августе месяце 2023 года. И снова стал преподавать. Сейчас работает в школе № 55 посёлка Каштак и преподаёт основы безопасности жизнедеятельности и технологию. Учит детей шить, готовить и делать предметы быта на специальном станке.
По школе он проходит, здороваясь почти с каждым учеником - всех знает по имени.
В день, когда корреспондент побывал в школе, первым уроком у Брика был курс кройки и шитья. Мальчики и девочки изготовили рукав к будущему изделию и продемонстрировали задание преподавателю.
Мирные будни участника СВО. Фото: АиФ / Анастасия Раевская
Он внимательно отсмотрел сшитое и дал рекомендации ученикам. В конце занятия все ученики получили пятёрки и довольные отправились дальше.
Вторым уроком у Игоря Брика была кулинария. Здесь ему пришлось проявить строгость, около 10 учеников оказались не готовы к предмету, однако с теми, кто всё-таки задание выполнил, преподаватель начал готовить макароны по-флотски. Он учил мальчишек открывать тушёнку ножом, а девочкам рассказывал, как правильно нарезать лук.
Ученики, которые получили «двойки», в обиде на учителя не остались, на доске они написали «Брик — лучший», но исправить оценки им это не помогло.
Закончились занятия и преподаватель отправляется по делам боевого братства. Он доволен своей работой. Когда-то его дед, который был примером для Брика, тоже работал учителем.