Про вторую жизнь мусора, и самом экологичном проекте Читы

Читинский мусоросортировочный комплекс запустили в обновлённых стенах «Забайкалспецтранса», территорию и постройки которого купила компания «Автолидер» в сентябре 2021 года. Разрешение на ввод в эксплуатацию предприятие получило 31 марта, в этот же день дали старт первому в Забайкалье пространству по выборке и упаковке мусора для дальнейшей переработки. За две недели работа там уже отсортировали более 30 тонн картона и ПЭТ-пластика. Скоро собранный материал отправится в другие регионы, где ему дадут вторую жизнь.

   
   

Как запускали?

Фото: Фото интернет-портала "МК в Чите"

Для старта работы мусоросортировочного комплекса компании «Автолидер» не только понадобилось выкупить территорию и постройки «Забайкалспецтранса», но и исправить недочёты старого владельца. На исправление ошибок подрядчика потратили около 60 млн рублей.

«Я полную информацию не имею, но около 60 млн рублей было потрачено на устранение недочётов при постройке мусоросортировочного завода. Сами понимаете, одно дело построить с нуля – дешевле и быстрее, а другое – переделывать за кем-то», - сказал главный инженер мусоросортировочного комплекса Сергей Волков. 

Он добавил, что исправлять ошибки начали ещё в октябре, из-за этого на подготовку комплекса к запуску ушло почти полгода. Теперь с учётом устранения всех недочётов прошлых хозяев в год комплекс сможет перерабатывать 100 тысяч тонн мусора.

Пока мусоросортировочный комплекс работает лишь на 20% мощности, но это связано только с неполной укомплектованностью штата. В течение месяца администрация предприятия планирует добрать всех необходимых сотрудников и начать работать на все 100.

Как это работает?

Фото: Фото интернет-портала "МК в Чите"

Многие путают сортировку мусора и его переработку. Последний процесс не может происходить без тщательного отбора вторсырья, иначе продукты будут некачественные. Комплекс, который начал работу в Чите, пока сортирует и упаковывает только две фракции (так называют виды мусора) – картон и ПЭТ-пластик. 

Сначала мусоровозы доставляют вторсырьё в специальные приёмники. Материал происходит контроль и проверку на наличие строительного и другого мусора. После отбора картон и ПЭТ-бутылки поступают на приёмный транспортёр и отправляются на дальнейшую сортировку. Позже из этих фракций прессуются брикеты, которые продаются партнёрам для дальнейшей переработки. Когда весь необходимый продукт выбран – образуются «хвосты сортировки», то есть всё, что не подошло по фракциям. Весь оставшийся мусор прессуется и отправляется на захоронение.

   
   

Брикеты отсортированного мусора будут отправлять в Набережные Челны, Ангарск, Новосибирск и другие города, которые принимают картон и ПЭТ-пластик. Кстати, каждый килограмм готового пластикового «золота» стоит примерно 50 рублей, с картоном сложнее – цена варьируется. Зимой он продаётся дороже, а летом дешевле. Пока его стоимость – около 12 рублей за килограмм.

Что дальше?

Фото: Фото интернет-портала "МК в Чите"

 

Понятно, что картон и ПЭТ-пластик выбраны для старта не просто так. Это одни из самых востребованных в России фракций, которые хорошо продаются. Но перспективы работы комплекса связаны не только с наращиванием объемов сортировки этих материалов.  

«В первую очередь – ПЭТ-бутылка, это наиболее востребованный компонент. Пластиковая упаковка – тара, также картон, который поступает от граждан и магазинов, плёнка. В дальнейшем планируем работать с консервной банкой», - уточнил Сергей Волков.

Планы у руководства мусоросортировочного комплекса большие. Компания планирует добавить переработку нескольких фракций. Так, ПЭТ-бутылку хотят перерабатывать во флекс (это пластиковые хлопья, из которых позднее создаются новые бутылки и другие изделия). По словам главного инженера, на мусоросортировочном заводе, возможно, смогут изготавливать даже туалетную бумагу.

«Оборудование есть, технологии простые. Предприниматели здесь пытались, но в силу разных причин у них не получилось», - заключил он.

О появлении в Забайкалье такого бизнеса говорили давно, однако дойти до серьёзных решений смог только «Автолидер». Впереди – большой путь к развитию сортировки мусора в регионе и еще более сложный процесс приобщения людей к культуре раздельных отходов. Первый шаг уже сделан.