«Отдохнуть можно по-другому». Нарколог об алкоголиках и досуге без выпивки

В Забайкальском крае время от времени поднимается тема пьянства среди населения. Поднимают её чиновники, министры, депутаты и просто неравнодушные люди. В 2022 году проблема если и обсуждалась, то недостаточно широко. Но всё равно – люди как пили, так и продолжают это делать. Изменилась ли с этим ситуация? Как помочь родственнику, который спивается? Рассказала chita.aif.ru заместитель главного врача по медицинской части краевого наркологического диспансера Анна Лобанова.

   
   

Отстаём от других регионов

- Активно тема алкоголизма среди забайкальцев активно обсуждалась годами ранее. Особенно, когда в 2018 году в крае приняли решение увеличить время продажи алкоголя. Как с этим сейчас?

- У нас ситуация с употреблением алкоголя, если сравнивать с другими регионами России, не очень хороша. Об этом говорят цифры. У всех ведомств, которые к этой проблеме имеют отношение, она разная. И нет ни одного идеального показателя, который бы характеризовал это.

Например, есть показатель, как число продаж на душу населения – он у нас снижается каждый год. При том снижается хорошо. Он, с одной стороны, говорит об улучшении ситуации, но не берёт во внимание алкоголь, который реализуется вне официальных точек, либо самогоны и прочее. 

У нас в медицине показатель характеризует проблему по обращаемости. То есть, если человек приходит – он в статистике. Не приходит, значит не в статистике. 

- Хорошо. А сколько среди нас людей, которые явно испытывают проблемы с алкоголем?

   
   

- На конец года в Забайкалье с алкоголизмом живут 11,5 тысяч человек. Также в 2022 году это заболевание выявили у трёх подростков.

«Редкий алкоголик осознаёт, что он алкоголик»

Фото: АиФ/ Роман Кульгускин

- Отойдём от статистики и затронем житейскую ситуацию. Как правило, проблемы с алкоголем у людей возникают незаметно. А как человеку понять, что с ним что-то не так?

- Первый признак – это толерантность к алкоголю. Например, раньше вам хватало одной бутылки чего-то горячительного, а сейчас для достижения того же эффекта необходимо полторы, а то и две. Это ещё и не алкоголизм, но уже серьёзный звоночек.

Вообще, в медицине есть термин «употребление алкоголя с вредными последствиями». Такое происходит с людьми, которые, не являясь зависимыми от спиртного, злоупотребляют им. И у таких пациентов уже происходят изменения, например, с печенью или психикой. 

- А часто к вам обращаются люди, которые понимают, что у них возникли проблемы?

- Есть проблема, которая известная всем – редкий алкоголик осознаёт, что он алкоголик. Замечает, как правило, близкое окружение. Если у человека критика есть, он понимает, что растёт толерантность, то он должен с этим что-то делать. 

Но, к сожалению, такие люди к нам обращаются редко. Чаще, когда кто-то из близких приходит. Либо на медосмотре анализы показывают, что есть проблемы. Начинаем глубже копать, видим рост толерантности. После мы разговариваем с пациентом, доносим ему суть проблемы. И где-то наступает осознание, где-то нужна психологическая помощь.

- Другой вопрос. Многие люди ассоциируют праздники и выходные с возможностью выпить. Есть много мемов, анекдотов и прочего про пятницу. Мол, дождусь конца рабочей недели и выпью. Люди с таким мышлением, на ваш взгляд, уже испытывают проблемы?

- Я считаю, что стереотип «пятница – надо выпивать» –  это неправильно. В пятницу человеку что нужно? Расслабиться. И между «расслабиться» и «алкоголь» ставить знак равно нельзя. 

Алкоголь –  это антидепрессант хороший? Отдохнуть, получить какое-то удовольствие можно по-другому – пообщаетесь с друзьями, сходите в спортзал, погуляйте. Поспите, в конце концов. 

Мы видим, что с этого всё начинается. Если суббота и воскресенье выходные – почему бы и нет? А потом наступает момент, когда все выходные человек пьёт.

– Вы уже упомянули, что человек, как правило, не осознаёт свои проблемы. И как поступить его близким, у которых родственник или друг, как говорится, перешёл черту? Можно ли как-то заставить его лечиться?

–Принудительных мер нет сейчас. На все медицинские вмешательства требуется добровольное согласие. Здесь можно посоветовать начать беседу и замотивировать человека с менее глобальных методов. Допустим, сходить к психологу. 

Главное не напирать на алкогольные проблемы, которые вытекают, как правило, из психологических или социальных. Например, человек напряжённо трудится, не может снять стресс и начинает злоупотреблять.

Попробуйте привести друга или родственника к психологу, психотерапевту. К которым люди идут охотнее, чем к наркологу.

– Но ведь в России же сложилось устойчивое мнение, что хороший психолог – это бутылка чего-то. И человека, который уже откровенно спивается, просто так к специалисту не отправишь. Как быть?

– Попытаться поговорить, привести хотя бы на консультацию. Тут однозначного совета нет. Иногда советуем родственникам поймать наиболее тяжёлый момент для человека. 
Например, когда у него тяжёлое похмелье. Именно в этот момент стоит поговорить, например: «Тебе сейчас тяжело. Давай съездим, тебя хотя бы прокапают, легче станет». А дальше уже в работу включатся врачи.

– И не получится ничего сделать, даже если человек начинает дебоширить, доставать семью, соседей? В таком случае очевидно, что надо отдавать на принудительное лечение.

– Смотрите. У нас нет понятия «принудительно». Есть добровольная и недобровольная госпитализация. В наших условиях недобровольное лечение может быть только при психозе – белая горячка. Это серьёзное состояние, которое является угрозой жизни. 

Что касается вашего примера. Если есть правонарушение или угроза жизни – это уже состав преступление. Если будет решение суда о том, что человеку нужна помощь врача – пациент обязан к нам прийти, и мы обязаны ему назначить лечение. Но если человек категорически откажется – мы не сможем ничего сделать.

Да, к нам часто приходят родственники, которые уже устали. Приходится объяснять, что без согласия пациента мы его лечить не вправе. 

«Мы ждём каких-то быстрых результатов»

- Хорошо. Вернёмся от житейских проблем к более глобальным. Когда в Забайкалье поднимали время продажи спиртного, люди разделились на два лагеря. Одни считали, что такое решение лишь усугубит ситуацию, другие – напротив, ссылаясь на то, что люди будут меньше пить нелегальный алкоголь. И всё же. Как-то поменялась ситуация?

- Анализа мы не проводили. Могу сказать – сейчас Забайкальский край вышел на плато. Колебания минимальные. Где-то показатель чуть снизился, потом незначительно повысился. 

Что касается реализации спиртного, я не считаю, что что-то поменялось. Однако, на мой взгляд, время продажи сокращать надо. Объясню почему.

Есть категория граждан, которые ходят в магазин и могут, например, вместе с хлебом взять бутылку чего-нибудь ещё. И на таких людей можно повлиять только ограничением продажи спиртного. 

Или подростки. Возьмём ребёнка, у которого появилось намерение выпить. Он придёт в магазин, получит отказ и будет жить дальше. Понятно, что есть люди, которые ищут и всегда найдут. Но немало и тех, кто успокоится и займётся своими делами. 

- А что думаете насчёт трезвых сёл? Дней трезвости? Люди и такие инициативы критикуют.

- Я считаю, что трезвые сёла играют положительную роль. Живой пример Якутия, где такое движение началось намного раньше, чем у нас. Более того, там такие решения поддерживаются правительством. И результаты есть.

У нас, может, первый блин комом, поэтому не получилось сделать трезвые сёла такими, какими они задумывались. 

Что касается дней трезвости. Они направлены на профилактику. С моей точки зрения, суть здесь не в том, чтобы запретить, а показать, что можно отдохнуть по-другому.

Проблема в том, что мы ждём каких-то быстрых результатов, а подобные решения будут заметны спустя какое-то время.

- А что вообще думаете по поводу работы правительства по проблеме с алкоголиками? Чего нам не хватает?

- Нет правового регулирования недобровольной госпитализации. Нет ресурсов, рычагов воздействия на людей, которые страдают от алкоголизма, но не осознают этого. Это приводит к сложным семейным ситуациям, а воздействовать на больных нельзя, как мы уже говорили. И этот момент не решён совсем. 

Могу сказать, что попытки регулирования были в 2009 году. Были попытки внести в закон о психиатрической помощи позиции, связанные с наркологией. По этим правкам можно было назначить принудительное лечение пациентам. Но до сих пор ситуацию не решилась.

Естественно, необходима пропаганда здорового образа жизни, которая найдёт отклик у молодых людей, пожилых. В этом направлении нужно больше работать.