7 лет назад, утром 12 июня 2017 года Забайкалье проснулось от ужасной новости — минимум 10 человек погибли в ДТП. Автобус, перевозивший паломников из села Урлук в Читу, на повороте, где не было ограждений, слетел в кювет. Позже количество погибших увеличилось до 14 человек, а через пять лет виновник трагедии получил лишь пять лет условного срока. «Аргументы и Факты — Забайкалье» вспоминают, как это было.
На крутом повороте не было ограждения
Точного времени, когда случилось ДТП, нет. Известно, что это произошло в ночь с 11 на 12 июня. «На седьмом километре западнее населенного пункта Хохотуй, на 702-м километре федеральной автодороги „Байкал“ съехал в кювет и опрокинулся пассажирский автобус», - сообщало РИА Новости. О точном количестве погибших и пострадавших на тот момент не было известно.
Случилась автокатастрофа на сложном участке дороги — спуск там достаточно крутой, а угол поворота составляет практически 180 градусов. В народе такие участки называют «Тёщин язык», во многих районах Забайкалья он свой, но объединяет их одно — опасность. И тогда, в 2017 году, этот участок был особенно опасен — из-за дорожных работ там не было ограждения. Водитель, входя в поворот, вылетел с дороги в кювет, высота которого была около 30-35 метров.
Стоит отметить также и удаленность от ближайших населенных пунктов. От места трагедии до села Хохотуй и Новопавловка — примерно 10 и 20 километров. Жители Хохотуя одними из первых оказались на месте происшествия. Говорят, что узнать об аварии удалось благодаря пожилой женщине, которая каким-то чудом выбралась на трассу и сообщила о случившемся проезжавшему мимо водителю.
Всего в автобусе находился 51 человек, погибло 14 пассажиров, 37 получили травмы.
Паломники возвращались домой
Утром 12 июня стало известно, кого перевозил автобус. Это были паломники, которые возвращались в Читу после крестного хода из Красночикойского района. В селе Урлук находится обитель преподобного Варлаама, пустынника Чикойского. Известно, что в традиционном крестном ходе из села Урлук ежегодно принимает участие большое количество людей не только из Забайкалья, а также из Иркутской области и Бурятии.
Для перевозки паломников был арендован автобус Kia Grandbird, ранее паломники пользовались услугами предприятия для нескольких поездок в Нерчинск и все было в порядке.
«В Урлук автобус прибыл 10 июня. Водитель отдыхал до 16.00 11 июня. Была чёткая договоренность — если водитель устанет, поездку не продолжать, а подождать до утра», — писало в 2017 году ИА «Чита.Ру» со ссылкой на паломническую службу.
Утром всех выживших доставили в Центральную больницу Петровск-Забайкальского района. Работы по извлечению тел погибших из обломков искорёженного автобуса продолжались до полудня.
Естественно, после ДТП были сразу же организованы проверки, а после заведены дела. Глава Забайкалья Наталья Жданова заявила журналистам, что необходимо серьезно изучить причины трагедии. Причем тогда всех смутило то, что на таком опасном участке дороги не было ограждения, которое могло бы стать спасением.
Тогда следователи заявили о признаках халатности. Дорожная компания, обслуживающая участок дороги, не установила знаки, предупреждающие о ремонте и опасности, а на месте трагедии не было еще и освещения.
«Я помню первый оборот автобуса»
Такими словами один из пострадавших в трагедии, замруководителя поискового отряда имени Кости Долгова Константин Мухомедьяров, вспоминает момент аварии. Тогда он сильно пострадал — сломал позвоночник.
«Я лежал на полу, и, падая лицом вниз, я помню, что повернул голову влево и вижу, как автобус крутится, я вижу окно, потолок, пол», — рассказал ЗРТК-Забайкалье Мухомедьяров.
В начале 2022 года, спустя почти пять лет после трагедии, Петровск-Забайкальский городской суд огласил приговор руководителю Упрдор «Южный Байкал». Его обвинили в халатности, но решение суда удивило всех - виновника ДТП приговорили к условному сроку в пять лет.
«Назначить ему наказание в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности в государственных учреждениях на срок два года. На основании статьи 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком три года», — огласил приговор судя.
Потерпевшие не согласились с таким решением суда, посчитав его слишком мягким.
«Такой приговор — смех. 14 погубленных жизней, больше 30 человек пострадали, а тут пять лет условно», — подчеркнул Мухомедьяров.
Опасные дороги Забайкалья
Долгое время трагедия с паломниками была одной из крупнейших в Забайкалье, однако спустя два года, в декабре 2019-го, разбился автобус в Сретенском районе края - машина упала с моста выстой около 10 метров. Количество погибших в той трагедии составило 19 человек.
В салоне находились водитель и 43 пассажира. Практически все они оказались зажаты внутри деформированного автобуса. С трагедией с паломниками, сретенскую автокатастрофу связывает лишь марка автобуса — Kia Grandbird. И в отличие от ДТП 2017 года наказание было реальным и большим.
Сретенский районный суд Забайкалья признал индивидуального предпринимателя виновным — его приговорили к 9 годам колонии общего режима. Стало известно, что 1 декабря 2019 года техосмотр транспорта при выезде из Сретенска в Читу не был произведён. Из-за этого не нашли проблему в тормозной системе автобуса.
Последним ДТП со смертельным исходом стала авария в Могочинском районе рано утром 7 июня этого года. Вахтовый автобус съехал с технической дороги и перевернулся — три человека погибли. На данный момент заведено уголовное дело.