15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения известного забайкальского художника, заслуженного работника культуры РСФСР Лазаря Новицкого.
Его работы и память о нём бережно хранит сын – Леонид. Наследие мастера составляет более 500 работ.
«Без красок не отдыхал»
Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: - К столетию художника забайкальцы ожидали выставку его работ. Почему не получилось её организовать?
Леонид Новицкий: - Выставка сейчас готовится. В начале мая она откроется в Музейно-выставочном центре. Представим 80-85 живописных работ и 50-60 – в стиле графика. С фотографом Фёдором Машечко сейчас готовим буклет, в котором будут и снимки картин, и его биография, творческий путь. Мне помогает также доцент ЗабГУ, культуролог Екатерина Ляшенко, которая собрала богатый материал об отце и готовит вступительную статью.
- Леонид, расскажите о том, почему Лазарь Семёнович переехал из Иркутска в Читу?
- Он родился в селе Ханжилово Иркутской губернии. Ходил в художественную школу. В семнадцать лет поступил в Иркутское художественное училище (оно во все времена, как и сейчас, славилось сильной школой преподавателей и высоким профессионализмом выпускников). В августе 1941 года с третьего курса училища ушёл на фронт. Получил четыре ранения, одно из которых в лёгкое.
С фронта вернулся с медалями и орденами, среди которых – почётный для офицера орден Богдана Хмельницкого. Насколько мне известно, только два человека в Забайкалье удостоены этой награды. После войны отец восстановился в училище. Закончил его с отличием. В 1956 году окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, а в Читу приехал в 1962-м по приглашению. Здесь возглавлял Читинскую организацию Союза художников, очень много работал.
- Каково наследие художника? Пробовали подсчитать, сколько его картин у вас хранится?
- Сколько всего – неизвестно, потому что они есть и в музейных фондах, и в частных коллекциях. У меня дома - более пятисот. Это живопись, и акварель, и графика, и наброски…Что-то оформлено в рамках, что-то требует реставрации. Есть наброски и рисунки на обычных тетрадных листках.
Есть картины, передающие колорит национальных образов в характерной для них обстановке: «Лама с четками», «Монгол с трубкой (этюд к картине)», «У юрты».
Среди работ есть сатирические. Например, литография «Дом творчества Челюскинская» (тут же и застолье, и обсуждение творчества, и работа, одним словом, производственный каламбур), «Лучший способ печати» (здесь изображены события в одной мастерской).
- Каким вам запомнился отец?
- Мне было 19, когда он умер. Но я помню, какой это был трудолюбивый человек! Из-за ранения он не мог заниматься физическим трудом, может быть, поэтому рисовал очень много. Если мы шли на прогулку, он всегда брал этюдник. Как фронтовик он часто бывал в домах отдыха и туда тоже брал листы бумаги и краски, карандаши.
У него была мастерская в центре Читы, куда он уходил рано утром и возвращался поздно вечером. В субботу и в воскресенье мог в ней пропадать. Художественное искусство занимало все его мысли и всё его время.
- Не уставал от искусства?
- По-моему, нет. Это было дело всей его жизни.
Отец и мама были очень гостеприимными. Дом всегда был наполнен людьми. Конечно, большей частью - художниками. Приезжали со всего Советского Союза и всем хватало места. Даже те из художников, кто останавливался в гостиницах, всё равно приходили к нам и уходили только ночевать.
Общение вдохновляло
- Отец был строгим или добрым человеком?
- И добрым, и строгим. Нас с братом учил помогать старшим, ко всему относиться добросовестно.
Возвращаясь из командировок, а он часто ездил, всегда привозил сладости и игрушки. Например, склеивающиеся модели. Очень хорошо помню космические корабли. В Чите такие не продавались.
Помню, если мы с братом просили отца помочь приготовиться к уроку рисования, он отказывал. Строго говорил: «Сами!». Сейчас, я знаю, что некоторые родители домашнее задание делают за своих детей, рисуют, поделки мастерят. У нас такого не было.
Отец часто выезжал в колхозы и совхозы. Там по заданию руководства создавал картинные галереи передовиков производства.
Среди его работ есть образы женщин, занятых нелёгким трудом. Очень выразительные картины!
- Как вы думаете, откуда ваш отец черпал вдохновение?
- Из общения с интересными людьми и у природы…Если домой к нам приезжали его коллеги – художники, то в мастерскую приходили люди разных профессий. Среди них было много творческих.
Мне кажется, отца могла вдохновить даже прогулка по городу. Так появились картины «Читинский дворик», «Чита. Снег в октябре (сентябре)», «Наш город», «Мост через реку Читинку».
Он был очень любознательным. Читал много и заставлял читать нас с братом. Из поездок привозил книги по искусству.
- Есть из них картин отца любимые, особенные для вас?
- Мне очень нравятся этюды. Они малоизвестны, но привлекают меня своей красочностью. У некоторых даже нет названия, но можно догадаться, где написаны. На Титовской сопке, например, или у Ингоды...
Я знаю о том, что у картин «Буряты в гостях у пограничников» и «Переселенцы в Иркутской губернии» очень много поклонников. Эти работы, пожалуй, самые известные и посвящены исторической теме, к которой отец обращался часто в своём творчестве. Его волновали вопросы истории, события прошлых лет.