История живых людей: о чем расскажет фильм «Возвращение с фронта»?

Во время съёмки фронтовых сцен киношники жили в поле. © / Агата Карасёва / Фото со страницы Николая Гадомского ВКонтакте

Снятый в Забайкалье фильм «Возвращение с фронта» (12+) 21 апреля вышел в широкий прокат по России. Незадолго до премьеры мы поговорили с идейными вдохновителями киноленты – режиссером Николаем Гадомским и писательницей из Забайкальского края Еленой Чубенко, чья повесть легла в основу сюжета. 

   
   

Великая Отечественная. На Западном фронте идут бои. Простая деревенская девчонка, 20-летняя санитарка Пашка возвращается в отчий дом с передовой. Из огневого шквала она спасала раненых солдат, и теперь воспоминания с фронта неотвязно следуют за ней…

«Солнцем поцелованные»

Съёмки велись в Забайкалье при поддержке жителей края. В картине сыграли как профессиональные артисты, так и просто преданные ценители искусства. Прототипами героев кинодрамы стали жители села Дешулана Улётовского района – фронтовое поколение родственников писательницы.

Впервые история увидела свет на подмостках Улётовского народного театра. В театральной постановке «Солнцем поцелованные» сыграла и сама сценаристка – в роли Пашки.

Режиссер фильма «Возвращение с фронта» Николай Гадомский и Елена Чубенко познакомились в 2017 году на фестивале «Театральной весны» в Чите. Тогда у обоих и возник замысел будущего сотрудничества.

Первая 50-минутная версия фильма «Солнцем поцелованные» получила награду на VII Забайкальском кинофестивале.  Расширенная версия пока ещё с тем же названием в 2021 году получила признание на международном кинофоруме «Золотой витязь» в Севастополе.

Первая 50-минутная версия фильма «Солнцем поцелованные» получила награду на Забайкальском кинофестивале.  Фото со страницы Николая Гадомского ВКонтакте/ автор Агата Карасёва

Позднее картину доработали и переименовали. Именно эту версию скоро увидит российский зритель.

   
   

Полный метр вобрал в себя больше художественного пространства, когда режиссер пустил в ход флешбэки – фронтовые воспоминания главной героини. Сцены боёв придали истории хроникальность времён Великой Отечественной войны и усилили жанровую составляющую военной ленты.

Бюджет фильма более, чем скромный – 360 тысяч рублей. А саму картину можно назвать поистине народной, поскольку деньги на её создание собирали буквально «с миру по нитке».

«Я же тебе сроду об этом не сказывала, а ты все написала»

По словам Елены Чубенко, история задумывалась как пьеса для народного театра и только потом стала повестью.

«На спектакле были мои мама и тётя Нюра. От сцены молитвы Матрёны на иконы и разговора с фотографиями двоих погибших сыновей моя тётка расплакалась. «Я же тебе сроду об этом не сказывала, а ты все написала», - воскликнула она. А я не знаю, как это получилось, - поделилась собеседница издания.

Фото со страницы Николая Гадомского ВКонтакте/автор Агата Карасёва

По авторской задумке, прототипами стали прадедушка и прабабушка писательницы. Девочка Анютка, сценическая сирота, на самом деле – их родная дочка, та самая тётя Нюра. А на стене висели настоящие портреты погибших дедов.

«Елисея сыграл наш народный актёр, сельский медик Анатолий Горковенко. Именно его я изначально видела в этой роли. В Анатолия Григорьевича все влюбились на съемочной киноплощадке», - говорит Елена Чубенко.

По словам драматурга, фильм получился искренним и реалистичным без постановочной картонности и нарочито новых гимнастерок.

Столько деталей вросли в фильм живьём. Когда я вижу на Ганьке отцову шапку, которая, знаю, ещё хранит его запахи – начинаю плакать.

«Наш земляк-коллекционер помог с оружием, формой – всё настоящее, мятое и грязное, замордованное боем. Улётовский предприниматель дал первые средства, микроавтобус, на котором мы забрали весь постановочный театральный реквизит и мебель из Дешулана, чтобы вернуть антураж избы Елисея. У нас получилось воссоздать всю аутентичность тех лет. Столько деталей вросли в фильм живьём. Когда я вижу на Ганьке отцову шапку, которая, знаю, ещё хранит его запахи – начинаю плакать. А Матрёна носила мамину старенькую шаль. И фильм для меня ещё и поэтому глубоко личный», - рассказала писательница. 

У нас получилось воссоздать антураж избы Елисея. Фото со страницы Николая Гадомского ВКонтакте/ автор Агата Карасёва

Творческий тандем

Вдохновением для Николая Гадомского стали забайкальские сопки и яркое солнце.

«Когда я встретил Елену Чубенко на вручении диплома кинофестиваля 2017 года, отметил, какие драматурги есть в Забайкалье», - сказал режиссёр.

Он признался, что сначала страшно было взяться за полный метр: это сложный и дорогостоящий процесс не одного съемочного дня. Да и переселить театральных персонажей на кинополотно – тоже непростая задача.

«Актёры – театральные, далекие от киношной специфики. Качества добивались репетициями. Съёмки шли до ночи», - заметил постановщик.

Качества добивались репетициями. Съёмки шли до ночи. Фото со страницы Николая Гадомского ВКонтакте/ автор Агата Карасёва

Он рассказал, сколько небезразличных людей помогли придать фильму настоящую историческую достоверность.

«Приезжали ребята – военные реконструкторы из Читы, Иркутска, Улан-Удэ, Шилки – 120 человек – со своими костюмами и оружием. В съёмках участвовала рота почётного караула 29-й армии. А сапёры того же войскового соединения обеспечили пиротехнику и постановку взрывов. Во время фронтовых сцен вся съёмочная группа жила в поле, если из полевой кухни. В результате картина получилась очень искренней», - поделился постановщик.

Соавторство с писательницей, убеждён он, переросло в настоящий творческий тандем.

«Я подкидывал сюжетные ходы, она писала проникновенные диалоги. История живых людей, написанная Еленой Ивановной, не оставила зрителей равнодушными», - добавил создатель фильма.

Говоря о современном российском кинематографе, он отметил, что молодые режиссёры с небольшим бюджетом научились снимать интересное нестандартное кино, какое можно позволить и в Забайкальском крае.

«Взять якутян, которые обратили на себя внимание всего мира. Как настоящие энтузиасты, они начинали с нуля – брали камеру и шли снимать. Теперь их знают на Кинотавре, в Каннах, Карловых Варах. Думаю, феномен якутского кино ещё и в том, что его любит якутский зритель», - уверен Николай Гадомский.

Собеседник «АиФ-Забайкалье» поделился мнением о судьбе Забайкальской кинокомпании, которая нуждается в поддержки властей и спонсоров. Только тогда наравне с прокатом можно будет наладить кинопроизводство своего родного кино.

Всем идти на фильм Николая Гадомского!

«Возвращение с фронта» - отличная работа», - считает другой народный режиссёр – Солбон Лыгденов из Бурятии, который также снимает большое военное кино в Забайкалье «321 сибирская».

«Исторические темы, особенно военные, всегда сложно снимать. А здесь тема родная, забайкальская, своих авторов. Это очень радует. Молодцы, что взялись за неё. Всем идти на фильм Николая Гадомского!», - призвал постановщик дилогии «Булаг» и «Булаг 2».