С начала года самолёты из Читы перестали летать в 10 отдалённых уголков Забайкальского края: Газимурский Завод, Краснокаменск, Красный Чикой, Красный Яр, Кыру, Мензу, Тунгокочен, Усть-Каренгу, Усугли и Юмурчен. Компания «Аэросервис», которая раньше обслуживала эти маршруты, отказалась от региона из-за якобы низких тарифов. Подробности - в материале chita.aif.ru.
Долго и неудобно
«Самолёты нам очень нужны. И в Читу рейс необходим, и в Иркутск. Это быстрее и удобнее. Раньше авиасообщение с краевым центром было три раза в неделю: понедельник, среда, воскресенье. Два часа времени, 2,4 тысячи рублей — и ты в Чите», — рассказала забайкалка Юлия.
С уходом регулярных рейсов у жителей Красного Чикоя альтернатива осталась, но удобной её не назвать. Первый вариант — маршрутное такси. Оно обходится в 2,3 тысячи рублей плюс затраты на питание в дороге, ехать нужно около 8 часов. Ещё один вариант — доехать на такси до Петровска-Забайкальского — около 1 тысячи рублей, а потом на поезде до Читы — ещё 1,5 тысячи. По такому маршруту дорога в Читу составит 10,5 часа.
«Дорога до федеральной трассы "убитая". Летом до неё вместо 1,5-2 часов ездили часа по 3-4. На автомобиле тяжело ездить старикам, маленьким детям, беременным. Да хоть кому», — поделилась женщина.
Жители Красного Чикоя остаются без авиасообщения уже не первый раз. Перебои начались в конце 2022 года, а в 2023 году самолеты перестали летать по маршруту «Чита — Красный Чикой — Иркутск». Забайкальцы начали писать в различные инстанции, подписывали петицию, собирали подписи под обращением полпреду президента Юрию Трутневу с просьбой разобраться и вернуть рейсы, связывающие районный центр с Читой, Иркутском и отдельными селами на границе с Монголией.
Тогда рейс до Читы чикоянам вернули. Сейчас, после ухода «Аэросервиса» из региона, люди обращаются в Москву, рассказывает уроженка Забайкалья, жительница Иркутска Людмила Шекунова.
Ещё одна точка региона, которая потеряла связь с Читой по воздуху — Кыра. Для них самолёты не менее актуальны.
«У нас нет железной дороги, а живем за 400 км от центра региона. Поэтому, конечно, для нас это очень актуально. Конечно, можно добраться до Читы на машине или такси, но это занимает больше времени, хотя по цене получается почти одинаково», — рассказала глава Кыринского района Любовь Сакияева.
Она объяснила, что самолётом до Читы можно было добраться за 1,8 тысячи рублей, время в пути — два часа.
На автомобиле дорога занимает шесть с половиной часов, а цена отличается в зависимости от дня: в обычные — 1,2 тысячи рублей, в праздники — от 1,5 тысячи. Дополнительно люди тратят деньги на питание в пути.
Не согласны с тарифами
Из-за ухода «Аэросервиса» почти десятая часть забайкальцев — 77 тысяч человек — лишилась возможности добираться в Читу на самолёте. Только за прошлый год рейсами компании воспользовались около 8 тысяч человек.
Компания не согласилась с тарифами РСТ, то есть с суммой субсидии от государства, которая покрывает выпадающую стоимость билета, и не стала подписывать договор на транспортное обслуживание. При этом объёмы финансов, которые выделяются из бюджета на авиаперевозки внутри региона, увеличиваются.
«Внутрирегиональные авиаперевозки выполняются по специальному тарифу, который позволяет жителям края покупать билеты по доступной цене, при этом часть стоимости перелёта компенсируется государством», — отметили в региональном Минстрое.
В 2022 году правительство направило «Аэросервису» 73,3 млн рублей. В 2023 — в два раза больше — 165,3 млн рублей. Финансовые объёмы на этот год станут известны, когда будет конкретный перевозчик.
Стоит сказать, что «Аэросервис» не первый раз останавливает полёты. В 2022 году это произошло из-за проблем с обслуживанием взлётных полос. Тогда, как и сейчас, действовал только один рейс в Чару и обратно, который обслуживает «Ангара».
В прошлом году полёты прекращали и возобновляли дважды — в марте и в июле. Причина одна: тариф увеличился, спрос был высоким, а в краевой казне закончились на всё это удовольствие деньги.
Сейчас власти ищут, кто сможет занять нишу услуг авиаперевозок в регионе, вот только конкретных сроков возобновления полётов по десяти внутренним маршрутам нет. Забайкальцы смогут снова летать, когда найдётся авиакомпания.
Конечно, власти рапортуют, что всё в целом хорошо и без транспортного сообщения 77 тысяч человек не остались, но вот вопрос, что его качество оставляет желать лучшего, остаётся открытым.