Деньги для народа. Депутатские фонды предложили создать в Забайкалье

Здание правительства Забайкальского края © / Екатерина Горская / АиФ

Пока редко применяемый в России инструмент для полноценного развития городов, сел и посёлков предлагает внедрить в крае депутат Государственной думы Юрий Григорьев. Это депутатские фонды. Смысл таких фондов заключается в том, что каждый народный избранник в муниципалитетах получается в свое распоряжение целевые деньги. Григорьев предлагает формировать суммы депутатских фондов, исходя из количества избирателей, проживающих в округе, на одного избирателя — 100 рублей в год. Подробности — в материале «Аргументы и Факты — Забайкалье».

   
   

Всё для развития

Юрий Григорьев Фото: «Справедливая Россия»

— Что это за деньги, и каким образом народный избранник может их использовать?

— Деньги, разумеется, бюджетные. Но каждый депутат имеет право на их использование для решения насущных проблем жителей своего округа.

Депутат постоянно получает наказы от своих избирателей, особенно, когда до исполнительной власти не достучаться. Просят помочь обустроить спортивную площадку, установить освещение и, скажем, местную баню починить. Сейчас депутат вынужден или идти на поклон к бизнесу, выпрашивая деньги на решение проблем поселений, или просить исполнительную власть выполнить требования народа. На это уходит время, часто месяцы, а то и годы. А, в случае, когда у депутата есть свой фонд, он спокойно работает, обеспечивая развитие своего района, посёлка, села.

— Но ведь у нас для обустройства спортивных площадок, фонарей, скверов и прочего имеется целая госпрограмма «Формирование комфортной городской среды».

— Ну, да, имеется. Но все мы знаем, каким образом муниципалитеты получают по этой программе деньги на создание объектов этой самой комфортной среды. Скажем, в городе нужно привести в порядок парк в одном микрорайоне, построить детскую площадку в другом и отремонтировать пешеходную зону в третьем. Согласно существующим правилам, проводится голосование, в котором принимают участие все жители этого города. А теперь, «спускаемся на землю» и смотрим, что получается в итоге. В первом микрорайоне, где парк, живет 20 тысяч людей, во втором 5 тысяч, а в третьем и пары тысяч жителей не наберется. Самый большой микрорайон большинством голосов отвоевывает реновацию парка, получая на это средства из госпрограммы. А второй и третий микрорайоны остаются без объектов комфортной городской среды.

Или взять еще одну очень хорошую программу. Разработанную специальной для Дальнего Востока — «1000 дворов».

   
   

И по этой программе все решает голосование: какой дом больше голосов набрал — «того и тапки», в смысле деньги на красивый двор. И никого не смущает, что в одном доме 500 квартир, а в другом 50. Догадались уже, в каком доме жильцы будут радоваться современному благоустройству на придомовой территории, а в другом, где народа живет в разы меньше, мамы с колясками так и будут ковылять по колдобинам, пенсионеры не дождутся лавочек, а дети — спортивных и игровых городков.

А вот если бы у каждого депутата из каждого округа в этом городе был свой фонд, то создание комфортной городской среды шло бы по всем микрорайонам — равномерно. И это единственно справедливый способ распределение средств. Потому, что когда одни получают все, а другим ничего не остается, как завидовать соседям, то в этом нет никакой справедливости.

Приходится выпрашивать

— А есть в России регионы, где депутатские фонды уже созданы и работают?

— Примеры есть. Но их, к сожалению, очень мало. Исполнительная власть сопротивляется их созданию. Работают депутатские фонды в Новосибирской области. Успешно применяется такой инструмент в Ленинградской области, где народные избранники не первый год уже на выделенные им из бюджета региона средства и памятники реконструируют, и воинские захоронения в порядок приводят, и бани в деревнях реконструируют, и в каждом микрорайоне, поселке, селе обеспечивают уличное освещение.

В Бурятии за создание депутатских фондов с исполнительной властью всерьез бился Народный Хурал — отстоял.

Пытались создать нечто подобное в Хабаровске, но пока о продолжении этой истории ничего не известно.

Конечно, используются и средства госпрограмм. И вместе с депутатскими фондами как раз и получается качественное создание комфортной городской среды.

— В Забайкалье с инициативой о наделении депутатов денежными фондами выступил недавно депутат Гордумы Читы Александр Щебеньков. Но предложение не прошло?

— Исполнительная власть — «уперлась», ответив классическим «денег нет». Не помогли и отсылки к опыту соседней Бурятии. Чиновники аргументируют тем, что в Бурятии отчисления НДФЛ в бюджет столичного Улан-Удэ составляют 25%, а в Забайкальском крае до сих пор не могут определиться с межбюджетными отношениями.

А пока чиновники определяются, районы остаются без должного количества спортивных и детских площадок, уютных дворов, освещенных улиц и прочего.

Казалось бы, депутатские фонды — инструмент рабочий, его необходимо внедрять и развивать. И исполнительная власть в Забайкалье, где именно из районов постоянно раздается критика властей в связи с неустроенной жизнью людей, сама должна бы инициировать создание таких фондов. Хотя бы для более быстрого и качественного решения проблем поселений. Вполне мог бы стать инициатором и сам губернатор края Александр Осипов. Но он, судя по всему, ничего подобного делать не собирается.

Возможно, губернатору не хватает опыта работы «на земле»: его трудовая биография — это московские корпорации и Министерство по развитию ДФО, оттуда сразу в губернаторы Забайкалья. Это, безусловно, опыт, но он мало что дает для понимания реалий жизни в провинции, в тех самых селах и поселках.

— Вы прошли все ступени депутатской работы, знаете эту работу изнутри. Ваша инициатива о создании депутатских фондов — предложение помощи исполнительной власти?

— Конечно, а как иначе? И исполнительная, и законодательная ветви власти должны работать вместе и помогать друг другу. Принцип, когда каждый депутат может рассчитывать на определенные деньги из бюджета для решения задач, которые перед ним ставят люди, эффективен уже хотя бы потому, что существенно ускоряет развитие территорий. Депутаты к своим избирателям ближе, они способны обеспечить качественный контроль за освоением средств. Депутат знает свой поселок, свое село, ему, как никому другому, известно, где и что необходимо сделать. Хорошее, словом, дело, нужное. Неплохо бы, чтобы в регионах Дальнего Востока, где чем дальше от столицы, тем больше проблем, подобные практики внедрялись как можно быстрее.

И с депутатом Госдумы сложно не согласиться. Ведь совершенно непонятно, почему те, кого избрал народ, должны выпрашивать деньги у исполнительной власти на то, что необходимо народу. Запрос на справедливость в обществе сегодня высок, как никогда. И создание депутатских фондов — один из лучших ответов на этот запрос.