Дефект воспитания. Психотерапевт - о детской жестокости

Чита, 15 июня - АиФ-Забайкалье, Елена Лоскутникова.  Сейчас подростки  задержаны и дают показания. Свою вину они уже признали сразу.

   
   

- Детская жестокость - не такое уж редкое явление, - рассуждает психотерапевт Оксана Чандишвили. - Порой она более изощренна, и проявляется не только в отношении животных, но и людей. 

Откуда истоки у детской жестокости? Можно ли перевоспитать несовершеннолетних  преступников? Ответы на эти вопросы – в интервью с Оксаной Иосифовной.

ДОСЬЕ
Оксана ЧАНДИШВИЛИ - психотерапевт-гипнотерапевт, психолог, действительный член и сертифицированный тренер Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Границы добра и зла

- Оксана Иосифовна, я, например, не могу привести примеры подобные этому преступлению. А вы?

- Ко мне на прием очень часто обращаются женщины – жертвы домашнего насилия. На самом деле, их достаточно много. И, в большинстве таких семей растут дети, на чьих глазах это всё происходит. Судьба таких детей почти предопределена, так как насилие в семье для ребенка всегда является психотравмой. Это либо будущие жертвы насилия, либо «домашние тираны». В душе поселяется ненависть к окружающему миру, комплексы неполноценности, жажда мести. То, что произошло – крайний вариант такого «воспитания».

- Известно, что подростки, подозреваемые в убийстве мальчика, из неблагополучных семей.  То, что они совершили, закономерно?

   
   

- Это многое объясняет. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети страдают от двух факторов: полная холодность и безразличие к ребенку, как будто его вообще нет, и жестокое обращение. Хотя для ребенка травматичным является даже просто его присутствие при драке взрослых, когда по отношению к нему самому не проявляют жестокость. По жизни он пойдет сильно травмированным, часто вымещая свою детскую боль в актах агрессии по отношению и к животным и к другим детям. Большая часть преступников – выходцы из семей, где процветало насилие.    

- И всё-таки, это очень страшно, когда дети убивают детей…

- По своей животной природе все люди агрессивны. Но, в отличие от наших животных собратьев, мы  обладаем сознанием и сформировали культуру поведения. Каждый рожденный ребёнок проходит воспитание прежде всего в семье, где уже с молоком матери впитывает основные моральные нормы поведения.

 В неблагополучных семьях дети просто не получают никакого воспитания, они являются свидетелем больше животного поведения своих родителей, которые в пьяном угаре скандалят и дерутся. В таких детях не заложена элементарная человеческая культура общения, основные человеческие ценности и правила поведения.  Отсюда и крайние варианты агрессивного поведения.

Недостаток или переизбыток?

- Почему тогда и  благополучных семьях некоторые дети вырастают жестокими?

- А это другая крайность. Среди моих пациентов встречаются очень обеспеченные семьи, в которых ребёнок «вдруг» начинает проявлять агрессию по отношению и к родителям, и к сверстникам.  Причина в том, что родители не видят в ребёнке его индивидуальность и просто потому, что это удобно, осыпают его различными атрибутами «любви и заботы». Постепенно в ребёнке растёт протест и желание доказать, что он в состоянии делать всё сам и по-своему. А ещё большую роль играет вседозволенность, полное отсутствие ограничений. Психика детей ещё не сформирована, волевой компонент слабый, и они нуждаются в мудром воспитании и направлении со стороны взрослых. Этот процесс нельзя пускать на самотёк. Вседозволенность влечет презрительное, надменное отношение к другим людям, вплоть до агрессивных поступков.

- Что вы посоветуете в таком случае?

- Нужно быть внимательным к ребёнку, к его интересам и увлечениям, искренне интересоваться его жизнью, чаще разговаривать. Однако, самое главное – это атмосфера в семье, которую ребёнок просто впитывает в себя с самого рождения.

В семье, где люди уважительно относятся друг к другу, доверяют друг другу, интересуются родными, заботятся не может вырасти изверг. Любить ребенка и с любовью воспитывать в нем человека – будущего члена большого мира, человека с моральными принципами, ценностями, качествами. Нужно показывать на личном примере доброе и отзывчивое отношение ко всему живому. Стараться приходить на помощь, не обижать слабых. Нужно обязательно обсуждать с ребенком то, что он видит вокруг себя, разговаривать о жизни, читать хорошие книжки и смотреть с ним вместе фильмы, формирующие у малыша доброе отношение к окружающему.

Не стать животным

- Трагедия произошла в селе, а там, как известно, работы нет, многие пьют. Здесь уж не до воспитания.

- Сейчас уже многим понятно, что деревня умирает. Сегодня как никогда раньше нужны программы по поддержке села, помощь в трудоустройстве и принудительное лечение алкоголизма. Однако, даже на селе во многом жизнь человека зависит от него самого. Знаете, я ведь и сама из деревни. Как двадцать лет назад, так и сейчас вижу совершенно разных сельских жителей. Одни трудятся, занимаются животноводством. В их семьях – уважение и взаимопонимание, дети участка хорошо, после школу поступают в вузы. А другие – спиваются, потому что не хотят работать, не ведут хозяйство, не хотят преодолевать трудности.  

- Подросткам, задержанным по подозрению в убийстве мальчика, грозит до десяти лет лишения свободы.  Как вы думаете, колония перевоспитает?

- Сложно сказать. Помещение в спецшколу, в колонию редко перевоспитывает. Чаще, на практике мы, специалисты, видим еще большую личностную деформацию людей, прошедших такой «путь исправления». Единицы из них что-то переосмысливают и меняют свою жизнь. Я бы, как специалист советовала в таких учреждениях сделать акцент на психотерапии подростков, потому что они  как никто другой нуждаются в этом. 

Смотрите также: