Алла Озорнина: о детских книгах, тайне смартфона и о востребованности

В одном из крупнейших издательств вышли в свет сразу несколько книг забайкальской писательницы Аллы Озорниной. 

   
   

В топ-10 лучших

Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: -Алла Георгиевна, ваши книги изданы двумя крупнейшими издательствами. О каких книгах речь?

Алла Озорнина: - Это книги«Страшная тайна смарфтона», «Страшная тайна смарфтона продолжение», «Тайна древнего амулета». Все они для возрастной категории 12 +. Также как  и вышедшие научно-популярные книги в издательстве «Феникс»: «Не просто серое вещество» - о работе головного мозга  и «Кто ты среди одноклассников? Секреты общения со сверстниками». Это были заказы от издательств, и у меня, как я потом узнала, были конкуренты по тематике. Всего же за минувший год у меня вышла пять книг, готовится к изданию шестая.

- Каким образом вам удается работать сразу в двух совершенно разных направлениях? 

- С издательством «Феникс» я начала сотрудничать еще в 2018 году, и те книги, которые вышли  только что, должны были появиться в свет еще два года назад. Там какие-то странности были с редактором, которая звонила мне чуть ли не каждый месяц и говорила о том, что книжка уже выходит, что «все хорошо» и прочее. И я была просто ошеломлена, когда в начале 2020-го мне пришло письмо от другого редактора этого же издательства, который  сообщил, что его предшественник, точнее, предшественница, уволилась  и не оставила ему ни договоров со мной, ни текстов.  Хорошо, что у меня все сохранилось, и довольно быстро книги дошли до читателей.

- Известно ли вам, как расходятся ваши произведения? Неправа то, что «все сидят в Интернете»?

- Редактор «Феникса» написал мне о том, что почти треть тиража последней книги была распродана в первые несколько дней после выхода. Что же касается книг издательства АСТ, то «Страшная тайна смартфона» неожиданным для меня образом сразу же после выхода вышла в топ 10–ти лучших книг для детей этого издательства за 2019 год, потом была бестселлером в Интерне-магазине Озон и очень быстро там распродана. В Интернет-магазине «Лабиринт» в ноябре она получила рейтинг 2 в серии «Страшилки» и уже закончилась.

   
   

Кумиры и критики

- Легко ли детскому писателю живётся в Забайкалье?

- Дело не в том, где живет писатель (и неважно какой: детский или взрослый): в Забайкалье или в каком-нибудь другом регионе. Дело в его востребованности и возможности издаваться в крупных издательствах. Впрочем, эти два понятия идут рука об руку. В такие издательства пробиться одинаково сложно всем: и москвичам, и тем, кто живет в глубинке России. Знаю, некоторые полагают, что туда можно «просочиться» по блату, по знакомству.  Это не так. Каждое крупное издательство теперь коммерческое и заинтересовано в том, чтобы выпущенные им книги  были достаточно высокого профессионального уровня и чтобы  имели спрос у читателей. Поэтому и требования к авторам очень высокие. Ни один из редакторов не будет переписывать сырой текст, какая бы интересная история в нём ни была. По статистике,  до 99 процентов рукописей,  пришедших в издательства «самотеком» откровенно слабые произведения. Но есть и обратная сторона медали: каждый редактор мечтает работать с сильными и работоспособными авторами. Вряд ли кого из них устроит, если человек пишет по одной книге в три года.

- В таком случае, как вам удалось попасть в такие издательства?

- В издательство «Феникс» я позвонила сама в конце 2017 года, потому что у меня уже были кое-какие наработки, которые, по моему мнению, подошли бы для научно-популярных книг для детей. Меня попросили их отправить и буквально на следующий же день предложили сотрудничество, а еще через день уже был подписан договор. Редактор издательства АСТ, Юлия Ромаденкова, отыскала меня сама – дело в том, что в начале 2000 годов у меня в том издательстве вышла 4 книги,  они ей понравились, и она решила сотрудничать.

Ни одного из редакторов я прежде не знала, так что разговоры о том, что в издательства попадают исключительно по знакомству, голая выдумка.  Как говорится, проверено на себе.

 Не хочется ли вам писать о «прозе жизни», то есть поднимать в  своих произведениях социальные и бытовые проблемы?

- Да от них не уйдешь даже в произведениях для детей. Например, в повести «Тайна древнего амулета» группа девочек травит главную героиню Агнию только за то, что она не так круто одета, как они. Мои герои попадают в самые разные жизненные ситуации и ищут способы их решения.

- А вам самой кто из писателей нравится?

- Мне  очень нравится Виктория Лидерман,  Андрей Жвалевский и Вкитория Пастернак, Елена Нестерина, Сергей Охотников и многие другие. 

- У вас есть кумиры?

- Обожаю Лазаря Лагина, его «Старика Хоттабыча», Евгения Носова, Юрия Яковлева, Анатолий Приставкина с его пронзительной повестью «Ночевала тучка золотая», «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева.

Сейчас часто можно услышать, что фэнтэзи, в том числе и в детской литературе  чуть ли не низший жанр. Ну, во-первых, не бывает плохих жанров, есть писатели, которые не очень хорошо владеют этим жанром. Во-вторых, на мой взгляд, именно этот жанр в состоянии увлечь ребенка, заставить его дочитать произведение до конца, и, наконец, всеми нами любимые книги - те же  «Королество кривых зеркал», «Баранкин, будь человеком», «Старик Хоттабыч»  - что, если не фэнтэзи?

- Кто первые читатели и главные критики ваших книг?

- Муж и сестра. После их прочтения приходится порой  кое-что дорабатывать. Хотя прежде чем вынести новую рукопись на их суд, мне приходится ее чуть ли не 8-10 раз переписывать. Как бывает: на мониторе компьютера вроде бы все неплохо, но стоит распечатать, так сразу же хочется изменить слова, предложения.  Эти многочисленные правки на бумаге переносишь в компьютер, ну, думаешь, теперь точно все! Увы, нет. Только после 8-го – 10-го раза текст получается хорошим. Но после того, как его прочитают сестра и муж, оказывается, что нужно еще кое-что исправить.

 «Книги у меня исчёрканы»

- Некоторые думают, что писательство – это профессия, основанная исключительно на вдохновении. Если оно пропадает, то что?

- Вдохновения не дождешься, пока не начнешь каждый день работать. Кроме того, приходится очень много учиться. Книги по писательскому мастерству, благо, что их сейчас выходит достаточно много,  занимают у меня огромную полку. Я каждую прорабатываю, они у меня безобразно исчерканы. В 2019 году я прошла курс онлайн по детской литературе. По итогам курса нужно было сделать задание, после чего мне предложили сотрудничать с издательством Астрель-Спб. Но к тому времени я уже подписала договор с «АСТ».

Писательское дело это не столько вдохновение, сколько – ремесло, которое нужно осваивать достаточно долго, учиться, оттачивать навыки на практике. Поначалу  приходилось вкладываться во всевозможные курсы, книги, причем, безо всякой гарантии на то, что когда-нибудь удастся выйти на российский уровень. Но если это не пугает, если есть, что сказать людям, то надо поставить цель и идти к ней. 

Писательское дело сродни большому спорту: нет ни праздников, ни выходных. Как бы ты себя ни чувствовал, какие бы дела с «внешнего» мира тебя не одолевали, ты каждый день обязан писать определенное число знаков или строк. Только тогда будет результат в виде изданных книг.  

- Детская литература, да и вообще литература, сейчас переживает не лучшие времена. За счёт чего, на ваш взгляд, она может выжить?

- Если  под словосочетанием «не лучшие времена» вы имеете в виду то, что дети не читают, то на этот вопрос ответ такой: нужно, чтобы на полках магазинов и в библиотеках стояло как можно больше хороших книг. Нужно, чтобы эти  произведения как-то доходили до ребенка: если он прочитает 1-2-3 такие книги, то невольно начнет читать, даже  если его родители далеко не книголюбы.

Если же эти слова относятся к тому, что нет хороших детских писателей, то я готова поспорить. Литература развивается, в том числе и детская, и хороших детских писателей довольно много, имена некоторых из них я только что назвала. На мой взгляд,  кризис детской литературы был в начале 2000-х. Тогда, похоже, детские писатели не знали, о чем говорить с детьми, появилась серия детского детектива издательства  «Эксмо» «Чёрный котенок». Я ничего не имею против детектива, в том числе и детского, но дело в том, что те произведения были, за редким исключением, довольно  слабыми. Сейчас и детектив и фэнтэзи для детей на несколько уровней выше.