Опасно:отходы

Лоскутникова Елена / АиФ

   
   

В Балее, где с 30-х годов прошлого века велась добыча золота, вдоль русла реки Унды расположено несколько дамб из отходов горного производства. После дождей на дамбах и вокруг них появляются кроваво красные лужи – дождевая вода растворяет вредные для природы вещества, которые содержатся в выработке.

На сегодняшний день, за дамбами никто не следит, и они представляют экологическую опасность. Впрочем, окружающей среде угрожают не только горные выработки.

 

Дышим парами мышьяка?

Брошенные и полуразрушенные здания, груды ломаных кирпичей и строительного мусора – такое непривлекательное зрелище представляет собой бывший металлургический завод в Петровске-Забайкальском. А ведь когда-то здесь насчитывалось 20 цехов, в том числе, прокатный, мартеновский, литейный.

Руины не только портят внешний вид города, но и представляют опасность для окружающей среды. Вот другой пример: развалины прекратившего свое существование в 1973 году завода по производству мышьяка в поселке Вершино-Дарасунский буквально пропитаны мышьяком, который вымывается дождевыми стоками и представляет угрозу всему живому вокруг.

   
   

- Вопрос ликвидации последствий загрязнения мышьяком и тяжелыми металлами поселка был поставлен в 2004 году после проведенных исследований по оценке техногенного загрязнения тяжелыми металлами почв поселка, - сообщила на заседании круглого стола в Чите в марте Наталья ХАРЧЕНКО, замминистра природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края. – Власти планировали решить проблему за счет территориального экологического фонда. Но в 2005 году его действие было приостановлено, поэтому проект разработан не был.

Вред экологии и здоровью

 

Впрочем, таких брошенных производственных объектов в Забайкалье множество.

- Одних только хранилищ отходов горного производства (так называемых хвостохранилищ) насчитывается 20, и 9 их них абсолютно брошены, - рассказывает Олег ПОЛЯКОВ, министр природных ресурсов и промышленной политики края.

Хвостохранилище по сути представляет собой дамбу из переработанной руды, которая содержит не только неизвлеченные остатки металла, но и вредные для природы вещества. А между тем, вода, которая проходит сквозь рыхлую дамбу хвостохранилища, их растворяет и разносит в окружающую среду. Пока предприятие работает, оно контролирует состояние дамбы, поддерживает в ней предохранительный слой и не допускает попадания дренирующих вод в почву.

Отходов от горнодобывающей промышленности в Забайкальском крае накоплено около 3 миллионов тонн. Краевые власти пытаются переложить проблемы по рекультивации на муниципалитеты. По словам Олега Полякова, министерство природных ресурсов края надеется совместно с прокуратурой заставить их регистрировать брошенные развалины и отвалы в качестве своей собственности. Однако под силу ли местному самоуправлению рекультивация экологически опасных объектов, если даже краевая власть не располагает на это средствами?

Юрий САИТОВ, руководитель Лаборатории экологических проблем:

- Существует федеральная экологическая программа, в рамках которой выделяются немалые финансовые средства на ликвидацию брошенных производственных площадей. Власти края должны сделать всё, чтобы попасть в программу, как это сделали на Кузбассе и в Екатеринбурге.

 

 

Смотрите также: