«Дети добрее и чище». Учительница сразу после выпуска уехала в глубинку

Было множество материалов ко Дню учителя в Чите. Обычно в них чествуют городских педагогов или тех, кто имеет какое-либо звание, орден или медаль. Реже вспоминают о тех, кто не любитель давать интервью, о тех, кто уехал работать в глубинку Забайкальского края. Разрушаем стандарты: сегодня поговорим о самом обыкновенном сельском учителе, корреспонденту chita.aif.ru удалось пообщаться с этой девушкой.

   
   

«На одной волне с учениками»

Деревянные старенькие скрипящие полы. Небольшое здание. Природа вокруг и кабинет, полный тетрадей, учебников и методических материалов. Кыринская средняя школа. Здесь работает наша героиня, знакомьтесь  —Татьяна Трухина. Она любит читать и собрала маленькую библиотеку из 150 книг. Ей 24 года, и она перечитывает книги Достоевского, Гоголя и «Тихий Дон» Шолохова, любит и зарубежную классику – «Портрет Дориана Грея» и «Фауст», а ещё два года она преподает русский язык и литературу в сельской школе.

Как рассказывает девушка, когда она была в восьмом классе, перед ней встал выбор профессии. Тогда она хотела пойти учиться на журналиста.

— Я думала, что пойду в журналистику, мне нравится постоянное движение. Позже поняла, что если получу специальность филолога, то в любой момент смогу стать журналистом, да и мама выбор такой профессии поддержала, — рассказывает Татьяна.

После первой практики в школе девушка поняла, что уходить из преподавания не хочет, ей понравилась эта работа. Поехала тогда в свою родную Кыринскую школу — она и сама училась там. Затем решила остаться.

— Я приехала, посмотрела и поняла, что здесь мне хорошо, комфортно. Учителя все родные, всегда придут на помощь, могу с ними проконсультироваться, — вспоминает молодой педагог.

   
   

— Вы говорите, что вам нравится преподавать, почему? — спрашиваю я, наслушавшись о кадровом голоде в этой сфере.

— Мне нравится, что я всегда молода душой, дети не дают скучать. Я могу научить ребёнка чему-то новому. Ещё у меня есть классное руководство, это уже шестой класс, у нас доверительные отношения с учениками, иногда они приходят и чем-то делятся, я им помогаю. И мне нравится смотреть на то, как ребята меняются и мои советы работают. Приятно, когда я могу объяснить тему так, что ученики усваивают уроки, — вдохновлённо отвечает она.

Сейчас в школе работают восемь молодых учителей, они участвуют в мероприятиях, стараются помочь сельской школе ожить. У каждого из них есть наставник — педагог со стажем, который делится материалами, даёт свои правки. Помогает старший учитель и Татьяне. Она ходит на уроки, набирается опыта. Были в жизни преподавателя и родительские собрания.

— Первое собрание я помню до сих пор. Было очень волнительно, я разговаривала с родителями своих пятиклашек об их адаптации на новом этапе. Раньше у детей часто менялись учителя, родители были рады, что пришёл молодой педагог, хорошо отнеслись ко мне, — делится впечатлениями Татьяна.

Девушка помогает ребятам готовиться к мероприятиям. Помимо проходящих в каждой школе дней здоровья и «физкульт-приветов», в классе Татьяны есть дни именинников. Она проводит их два раза в год, осенью и весной. Осенний праздник — для тех, кто родился летом и осенью, а весенний — для тех, кто появился на свет зимой и весной. Учитель готовит ребятам конкурсы и игры, а ещё они все вместе устраивают чаепитие.

— Кроме этого у нас в октябре будет конкурс, мы с ребятами выберем басню Крылова, которую будем инсценировать. Иногда хочется не только учить предмету: мы смотрим нравственные фильмы, по новым стандартам недавно это была картина «Дети капитана Гранта» (12+), — говорит девушка.

Всего в школе учатся около 600 человек. Классы обычно полные, в них примерно по 19 человек. И было бы так всё радужно и прекрасно, если бы мы не затронули тему о минусах преподавания в сельской школе Считаю, говорить нужно честно, и Татьяна на это согласилась:

— Минусы, конечно, есть. Не хватает педагогов, это правда. Часов получается больше, иногда я веду даже не свою дисциплину. Например, меня просят преподавать обществознание, так как это смежный предмет, или историю по тому же принципу. В селе не хватает театра, куда можно было бы сводить детей и посмотреть спектакли по произведениям. Часто бывают проблемы с техникой.

Ещё молодой учитель верит, что дети в селе чище и добрее, но не из-за романтичной местности вокруг. Население здесь небольшое, и все друг друга знают. Учитель может встретить на улице маму или папу ребёнка, поэтому школьники стараются хорошо учиться и могут похвастаться неплохим поведением. Несмотря на это, мы затронули и популярную сейчас тему буллинга. К сожалению, с ним сталкиваются и в таких небольших коллективах.

— Я бы не сказала, что у нас в классе кого-то прямо травят, но бывают ситуации на грани. Дети — они все разные, благо, что они мне доверяют, и их такое отношение дорогого стоит. Они приходят и говорят, если есть в классе конфликт или кого-то обижают. Тогда я вызываю участников конфликта и мы обсуждаем, кто был не прав, как можно было по другому решить проблему. Предлагаю им альтернативные варианты. Бывают ситуации, когда это не спасает, в таком случае спрашиваем одноклассников, что они думают, и в самую последнюю очередь я вызываю родителей вместе с этими учениками, и мы все уже пытаемся выяснять, какова причина ссоры.Есть в этой работе и приятные моменты, Татьяна рассказала умиляющую историю.

— Я веду ещё основы нравственной культуры, это был шестой класс. Детям очень нравились уроки, они хорошо работали, исписали толстую тетрадь почти полностью, но всегда внимательно слушали. И вот настал последний наш урок, они подарили мне такую коробочку со своими впечатлениями, написали много приятного о наших уроках и обо мне. Я до сих пор храню у себя этот подарок, иногда перечитываю. Подарили цветы и конфеты, радует, что они учатся общаться.

На этой приятной ноте нам пора завершать наш разговор, за окном медленно опускаются сумерки. Татьяне пора готовиться к новым урокам. Закончить хочется словами и пожеланиями нашей героини:

— В День учителя желаю коллегам терпения, сейчас много нововведений и нам нужно с ними справиться, желаю, чтобы не угасало вдохновение. Молодым порекомендую не бояться трудностей и просить о помощи старших коллег. И, главное, наверное, в этой профессии — любить детей.