Самостоятельные светофоры. Может ли транспортная система Читы стать умной?

Евгения Гаева / АиФ

В этом году краевая столица вошла в число городов России, где в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» будет внедряться интеллектуальная транспортная система (ИТС). Уже заключён контракт и начались работы. Остается вопрос, а что это даст читинцам? Об этом мы поговорили со специалистом «Службы единого заказчика» Забайкалья Сергеем Чаплыгиным.

   
   

Внедрять всё и сразу не будут 

— Сергей Львович, что включает в себя ИТС и для чего она?

— Согласно нацпроекту «Безопасные качественные дороги», интеллектуальная транспортная система должна быть внедрена в городах с численностью более 300 тысяч человек. В Чите проект пока рассчитан на три года, реализовываться он будет в первые два года на целевые федеральные деньги, на третий год — с софинансированием из краевого бюджета.

По названию понятно, что это целая система: она состоит из оборудования (в том числе из разных датчиков и детекторов) и программного обеспечения, которое будет принимать и обрабатывать информацию с этого оборудования и в итоге управлять дорожным движением. 

Если говорить более детально, ИТС объединяет более 30 подсистем: это светофорное регулирование, моторинга транспортных потоков, система метео- и экомониторинга, управления общественным транспортом и так далее. Но внедрять все и сразу в Чите не будут. Действовать нужно постепенно.

— Что конкретно изменится в городе?

   
   

— Начнём со светофоров. Сейчас все они настроены так, что режим их работы никогда не меняется. В рамках работ по ИТС светофоры будут оборудовать дорожными контроллерами, которые фиксируют количество транспорта на перекрёстке. Ведь автотрафик меняется в зависимости от времени суток, дней недели и даже времени года.

На основании этой информации мы можем настроить разные режимы работы светофоров для разных условий, в том числе с помощью ручного управления. Этим будет заниматься диспетчер. Такие «умные» светофоры будут выстраиваться в цепи.

В результате, например, в часы пик автомобили будут ехать по той или иной улице в режиме «зелёной волны». Развитая полноценная ИТС может сократить время в пути для горожан на 10-20%.

Пробка на улице Богомягкова в Чите Фото: АиФ/ Альберт Вишневский

В 2023 году в Чите начнется внедрение подсистемы метеомониторинга. Она фиксирует состояние дорожного покрытия в местах установки метеостанций, в следующем году одну такую в краевой столице уже запустят. 

Также в 2022 году начнется внедрение подсистемы мониторинга транспортных потоков. Она, к примеру, поможет оперативно реагировать на дорожные происшествия. Видеокамеры будут распознавать ДТП и отправлять сигнал диспетчеру. Он сможет быстро вызвать специальные службы и переориентировать при необходимости движение, чтобы уменьшить пробки.

Еще эта система позволяет понять, откуда и куда едет транспорт. Например, знаем, что улица Красной Звезды - одна из самых загруженных, но даже если расширять дорогу до бесконечности, то эффекта не будет. Может оказаться, что надо расширить или просто отремонтировать соседнюю улицу, на которую могли бы свернуть машины, чтобы доехать до нужного места. Это поможет определить система мониторинга.

Конечно, чтобы все улицы Читы охватить, нужны серьезные затраты. Пока мы только начинаем в этом направлении двигаться.

В приоритете российские разработки

— Какое оборудование будет установлено?

— 90% оборудования, которое сейчас поставляет подрядчик, производства России и программное обеспечение по требованиям контракта только отечественное.

Сразу скажу, что менять светофоры на новые за счёт этого контракта не будут.

— Эта техника будет адаптирована к суровым условиям региона?

— Конечно, у нас есть особенности погоды. Например, ветер и серьезные перепады температур в течение суток. Есть камеры видеонаблюдения, рассчитанные на работу при -50 градусах.

Но при сильном ветре и в сухой мороз и они могут давать сбой. По параметрам техника для ИТС адаптирована к нашим суровым условиям. Но как она действительно будет работать, поймём только на практике.

Установка умных светофоров в Чите Фото: Минстрой Забайкальского края

— Кто будет отвечать за обслуживание?

— По контракту в первый год гарантию по работоспособности оборудования на себя берет подрядчик, который сейчас внедряет ИТС. В будущем все расходы по содержанию лягут на региональный бюджет. Поэтому мы стараемся систему построить таким образом, чтобы эти затраты для нашего бюджета были минимальны.

При этом нужно отметить, что средства на ИТС – целевые деньги. Например, мы можем на существующий светофор повесить новые дорожные контроллеры с более широкими возможностями, но не можем заменить сам светофор.

Нельзя потратить федеральные средства и на организацию каналов связи. Они являются частью критической информационной инфраструктуры, которая должна быть должным образом защищена, а такая защита стоит дорого.

— То есть город должен обладать какой-то инфраструктурой для внедрения ИТС? Она есть в Чите?

— Да, инфраструктура есть. Конечно, кое-что нуждается в обновлении, мы будем постепенно эти вопросы решать.

Ждём изменений

— Где начнутся первые изменения?

— На этот год у нас запланирована установка оборудования на восьми светофорах. «Умные» светофоры появятся на перекрёстках: Агинский тракт — Казачья, Кирова — Белорусская, Романовский тракт — Олимпийская, П. Осипенко — Петровская, Ковыльная — Трактовая, Ленина — Мостовая, Ленина — Белика, Белика — Комсомольская. Последние три — это первая, пока короткая, цепочка светофоров. 

Модернизация светофоров будет проводиться от окраин к центру города, и эти цепочки к 2024 году практически «сомкнутся», встретятся. 

Сейчас большой вопрос в том, что ни у кого нет чёткого понимания транспортной картины Читы, большинство видят только часть проблем в организации дорожного движения. Проектировщики ИТС как раз детально этот вопрос изучали, но точно сказать, что все будет сразу идеально работать, конечно нельзя. 

Посмотрим на первый опыт с адаптивным режимом работы светофоров (это когда система автономно меняет режим работы светофора, постоянно просчитывая транспорт) на перекрестке улицы Казачьей и Агинского тракта — будем надеяться, что эффект будет положительный, но людям надо привыкнуть к новой схеме.

О том, когда светофоры начнут работать в новом режиме, мы будем рассказывать постепенно по мере их перенастройки. 

— Поможет ли это улучшить движение общественного транспорта в Чите?

— В ИТС есть подсистемы, которые именно на это направлены. Но это уже следующий этап. Вообще одна из целей создания ИТС — сделать общественный транспорт для жителей более привлекательным, чтобы они предпочитали автобусы и троллейбусы личным автомобилям. 

Такой подход направлен на снижение вредных выбросов от машин в атмосферу, уменьшение нагрузки на дорожное покрытие, снижение трафика в центре города. Но для достижения этой цели нужно, чтобы общественный транспорт был комфортным, ходил по расписанию, его было достаточно.

Пробка на улице Кастринской в Чите Фото: АиФ/ Альберт Вишневский

В ряде регионов России сейчас внедряется система брутто-контрактов, которая может сыграть свою роль в налаживании работы общественного транспорта. На эту систему, скорее всего, в скором времени перейдёт вся страна. 

Брутто-контракт заключается между администрацией города и перевозчиком. Предприниматели при этом перечисляют всю выручку с пассажиров в бюджет города, а город оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. Один из плюсов такой системы для жителей это то, что перевозчик в рамках такого контракта обязан ездить строго по маршруту и по расписанию. 

Больше фото, видео и интересных новостей в Telegram-канале «АиФ-Забайкалье».