Примерное время чтения: 8 минут
205

«Сюжеты – из жизни»: Режиссёр «321-й сибирской» – о съёмках и любви к кино

При съемках киноэпопеи компьютерная графика использовалась по минимуму, что не помешало фильму составить конкуренцию голливудским блокбастерам
При съемках киноэпопеи компьютерная графика использовалась по минимуму, что не помешало фильму составить конкуренцию голливудским блокбастерам / Евгений Ракитянский / Фото из личного архива Солбона Лыгденова

Долгожданную премьеру первого фильма киноэпопеи «321-я сибирская», съёмки которой проходили и в Забайкалье, показали на Youtube-канале 9 мая. В начале следующего года на большой экран выйдет уже приквел – «321-я сибирская. Красные небеса». «АиФ – Забайкалье» поговорил с создателем ленты Солбоном Лыгденовым о нелегком съемочном процессе.

Фото: Фото из личного архива Солбона Лыгденова

Вместо пролога

«Братья» - так называется первый фильм дилогии и посвящён он монументальной исторической битве за Сталинград. Это сражение переломило ход событий Великой Отечественной войны. Действие кинокартины относит зрителя к 1942 году. В рядах Красной Армии под Сталинградом отважно сражаются бойцы 321-й сибирской стрелковой дивизии, в том числе и наши земляки.

Группа под командованием младшего политрука Одона Самбуева попадает в окружение. Красноармейцы вступают в схватку с превосходящими по силе элитными войсками немецкого вермахта. В той же горячке кровопролитных боёв Одона ищет его старший брат. Он обещал отцу вернуть сына домой живым – смерти вопреки.

Народный фильм

«Вся территория от запада Иркутской области до восточных границ Забайкальского края поддержала наш фильм. Особый вклад внесла Республика Бурятия. Друзья и близкие, люди со всей страны и даже соотечественники из-за рубежа. Это воистину помощь народа, потомка тех героев!», - поделился режиссёр Солбон Лыгденов.

В целом бюджет фильма составил около 50 млн рублей. По меркам кино такого масштаба – совсем немного, учитывая реквизит, декорации, натуральные съёмки боёв, костюмы, грим и многое другое.

Фото: Фото из личного архива Солбона Лыгденова

«Реквизит в военном кино – очень сложный, создавать приходилось с нуля. Взять технику: советские образцы нам выдали организации Читы, Улан-Удэ и Иркутска, а немецкие реплики сделали ребята из волгоградского клуба «Пехотинец». Спасибо Алексею Шмакотину из Шилки – доставлял нам технику по всей Восточной Сибири. Получились правдивые и сильные кадры», - рассказал собеседник издания.

Это воистину помощь народа, потомка тех героев!

Натурализм сложился благодаря оружию тех лет. Для общих сцен иркутские умельцы выточили деревянные реплики. Артиллерийские образцы передал музей читинского Дома офицеров.

«Костюмами помогли иркутские и забайкальские службы ФСИН, - продолжил режиссер. -  Немецкие образцы обмундирования – сложные в крое и технологии – сшили в Чите. Получилось не хуже оригинала вермахта. Мой друг Роман Самсонов на свои деньги купил огромное количество шинелей, ватников, обуви и головных уборов для живых массовых сцен. Мы обошлись без компьютерных вклеек», - пояснил автор «321-й сибирской».

Живые съёмки

Трудностей было много: от организации съемок до администрирования – деньги, продвижение, реклама. Но усилия оказались не напрасны, считает Солбон Лыгденов. Их цель – сделать съемки доподлинно правдивыми. Компьютерная графика лишь навела небольшую ретушь к кадрам и эпизодам. Всё остальное – снималось живьём.

Фото: Фото из личного архива Солбона Лыгденова/ Евгений Ракитянский

«Снимали методом внутрикадрового монтажа – это самые сложные съемки с участием всех киноцехов. В одном кадре были и диалоги главных героев, и эпизодические персонажи в действии. Всё оживало на 360 градусов. Здесь рота сцепилась с вермахтом – 200 статистов и каскадеров. А тут уже пиротехника, взрывы, огни и пожарища. Всё, как в Голливуде», - отметил постановщик военной драмы.

Солбон Лыгденов объяснил выбор съёмочных мест данью уважения всем бойцам 321-й стрелковой дивизии. Известно, что войсковое соединение формировалось в Забайкалье на станции Баде весной 1942 года.

«Снимали в местах боёв – на Дону и под Волгоградом, но было очень дорого. А потом отыскали всё у нас – даже донские степи. Сталинградом стал Иркутский город Свирск – беспроигрышное попадание в фактуру. А в Забайкалье мы нашли городки довоенной постройки», - рассказал создатель киноэпопеи.

Он добавил, что к компьютерной графике прибегали по минимуму, и это не помешало фильму составить конкуренцию голливудским блокбастерам.

Кино – это всё

«Это и работа, и бизнес, и отдых, хобби, спорт, туризм, познания, творчество. Это моя семья. Это мириады новых путей по новым маршрутам. Вершина технической мысли и неустанный прогресс. Возможность говорить со зрителем и оставить молодым знания ушедших поколений. Одним словом, кино – это вся моя жизнь!», - выразил своё отношение к любимому делу Солбон Лыгденов.

Фото: Фото из личного архива Солбона Лыгденова/ Евгений Ракитянский

Страсть к кино началась ещё в детстве. Мальчишку было не оттащить от сияющего экрана телевизора или целлулоидной магии сельских кинотеатров. Это стало его скрижалями на всю оставшуюся жизнь. Будущий режиссёр рисовал любимые фильмы, знал сюжеты наизусть. 

Сама жизнь питает моё творчество

«Но больше всего я любил читать. Самое прекрасное кино – в книгах, рождённое силой нашего воображения. А в кинематографе мечтал быть всегда, даже в пресловутые 90-е. После работы на телевидении я смог создать свою студию анимации и компьютерной графики. В нулевые же всё свершилось – меня позвали в Москву в большое кино», - вспомнил он.

Идеи для сюжетов, по мнению режиссера, они повсюду. Сосед, дед на лавочке, играющая во дворе малышня, работяга в трамвае, приятель из командировки…

«Сама жизнь питает моё творчество. А жить надо для человечества, природы, земли и неба. Не для себя это точно. Живя для всех, ты и получаешь всё. В этом и есть смысл любви. Вот что вдохновляет», - резюмировал создатель ленты.

Он уверен, что хорошее кино способно воспитать общество через благородные архетипы созидателя, а не бездумного и алчного потребителя.

«Вот она нетленка вечности. Мы носимся с величием прогресса, а оно обусловлено наличием энергии. Отключи человечество все свои батарейки, и жизнь вернётся во мрак веков. Всё это так иллюзорно и наивно. Поэтому кино должно быть умным и добрым, это даёт великую надежду», - сказал Солбон Лыгденов.

Фото: Фото из личного архива Солбона Лыгденова/ Евгений Ракитянский
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах